Технический форум

Технический форум (http://www.tehnari.ru/)
-   Электроника для начинающих (http://www.tehnari.ru/f117/)
-   -   Изменение полярности моторчика (http://www.tehnari.ru/f117/t88802/)

vpalehin 06.06.2013 10:53

Изменение полярности моторчика
 
Добрый день! У меня появилось несколько вопросов, в поиске ответов не нашел.
1. В наличии есть пара моторов от струйного принтера.
Задача: Сделать изменение полярности моторчика посредством тактовой кнопки. Т.е Нажал одну кнопку - крутится по часовой, нажал другую - против. Такое надо провернуть с двумя моторами.
Если не сложно подскажите схемку.

2. Есть в наличии схема от радиоуправляемого автомобиля (детского) По всей видимости 2 канала. Вперед назад + другой моторчик отвечал за поворот руля.
Пульт потерян. Интересует следующее: Можно ли как-то вручную (подключить 4 кнопки, запитаться) крутить этими моторами? Т.е обойдя пульт управления. Я себе это представляю так: подключить питание к схеме (моторы питались от аккумулятора 6В), припаять куда нужно 4 кнопки. Но это мои мысли ...

И еще хотел спросить про сами моторы. Один (который стоял на руле) крутится от 6, 9, 12В без проблем.
Другой же, который отвечал за движение при подаче этого же питания крутится рывками. Напоминает шаговый двигатель. Сделает несколько оборотов, пауза. Потом опять по новой. С чем это связано? На нем стоит платка, может из-за нее.

Схемку платы выложу чуть позже.
Спасибо!

кочевник 06.06.2013 14:35

Цитата:

Сообщение от vpalehin (Сообщение 915015)
Т.е Нажал одну кнопку - крутится по часовой, нажал другую - против.

Т.е. предполагается что машинка будет соединена с самодельным пультом проводами?

vpalehin 06.06.2013 16:52

Цитата:

Сообщение от кочевник (Сообщение 915084)
Т.е. предполагается что машинка будет соединена с самодельным пультом проводами?

Забыл добавить, что первый вопрос не относится ко второму.
Что касается второго вопроса, да, я это имел в виду.
Приемник и передатчик (в роли которого выступает пульт). Передатчик потерян, но хочется оживить приемник. Вопрос, как это сделать не прибегая к радиоуправлению. Посредством проводов передавать команды (вперед, назад) на приемник. Этот вопрос для меня не так важен, просто для расширения кругозора, так сказать. Узнать, реально ли и что для этого нужно.

А что касается первого вопроса - он актуален. Интересует самая простая схема, которая только может быть.
Просто частенько работаю с небольшими объемами вспененного пвх и акрила. Возникла идея сделать подобие ЧПУ станка, только с ручным (с возможностью последующий доработки до полноценного ЧПУ), так сказать управлением. Потому как детали у меня в основном без закруглений. Можно и руками шпиндель передвигать, но это не по нашему) Поэтому появилась идея сделать простое управление на 4х кнопках. 1 мотор - две кнопки (по часовой, против часовой).
Спасибо.

Соболь 07.06.2013 16:19

Вложений: 1
Вот набросал по быстрому.... Тумблера переключающие , мотор постоянного напряжения.

George Smith 07.06.2013 16:23

И чё набросал то? У тебя двигатель каждый раз питается от одного провода, один из переключателей переверни ... :)

Соболь 07.06.2013 16:53

набросал то я правильно , посмотри внимательней прежде чем высказываться! в данных положениях тумблеров мотор действительно "питается от одного провода" тоесть стоит на месте, но стоит только хотя бы один тумблер переключить и двигатель будет вращаться в ту или иную сторону взависимости от тумблера, вместо тумблеров если нагрузка не сильно мощная можно использовать кнопки типа "КМ-1" тогда нажимая на ту или иную кнопки меняем направление вращения, но кнопки без фиксации. George Smith почему я "эксперту " как маленькому должен рассказывать? )))

Fenix 07.06.2013 16:59

Правильно? Тогда нарисуйте как будет течь ток по вашей схеме?

George Smith 07.06.2013 16:59

Извини, не увидел 1 и 2 на схеме ... :)
Цитата:

Сообщение от Fenix (Сообщение 915376)
Правильно? Тогда нарисуйте как будет течь ток по вашей схеме?

Илья все правильно, просто тумблера разные, а не один, просто схема находится в состоянии выключено ... :)

Fenix 07.06.2013 17:06

Ок.........

Соболь 07.06.2013 17:12

Конечно разные там даже обозначения SW1 и SW2, ведь человек писал что хочет станок таким образом модернезировать соответственно двигатель между режимами "влево" и "вправо" должен отключатся.

vpalehin 07.06.2013 18:33

Хм. Я думал тут целая схема нужна. А на деле мотор, да пара тумблеров.
Не понял только о каких тумблерах идет речь. Я думал тут что-то вроде реле должно стоять.
Спасибо!!! И простите за ламерские вопросы)))

vpalehin 07.06.2013 18:41

Вложений: 1
Речь идет о таких тумблерах?
Следовательно, чтобы перед нажатием на кнопку вперед (мотор крутится по часовой стрелке) нужно изменить положение тумблера? И так же в обратном направлении?
Простите, но голова совсем не варит :tehnari_ru_281:

Соболь 07.06.2013 20:16

В данной схеме ставятся или кнопки (если не нужна продолжительная работа двигателя(пока держишь -пока и крутит)) или тумблер (если нужна продолжительная работа двигателя) ну ни как не вместе))),а тумблера должны подойти

Cruzzz 07.06.2013 20:43

Вложений: 1
Если совсем просто - поставить двухполюсный тумблер/клавишу на 3 положения, без фиксации.

*для тумблера: среднее - "выкл", крайние - направление вращения обычным переключением полярности.

Вложение 138462

В качестве примера - "Тумблер 2ПН-20 (20А 27В) 3 положения, крайние без фиксации"

Если нужны именно кнопки - ставим сдвоенные или двуполюсные. Если ток большой для кнопки - связку из однополюсной тактовой + двуполюсное реле.

George Smith 07.06.2013 20:46

Цитата:

Сообщение от Cruzzz (Сообщение 915463)
В качестве примера - "Тумблер 2ПН-20 (20А 27В) 3 положения, крайние без фиксации"

Хороший тумблер (авиационный), были у меня раньше, но сейчас достать проблема ... :)

Cruzzz 07.06.2013 20:57

George Smith, совершенно верно :)

Именно из-за надежности и большого тока привел в качестве примера (контактные пары дольше прослужат). На разборках/барахолках иногда попадаются.
Можно также применить китайские двуполюсные клавиши-"качельки", но в плане надежности они и близко не находились рядом с этими.

Для станочного варианта можно также построить обычный простенький "джойстик" на 4-х микропереключателях + 4 двуполюсных реле, принцип тот же. Вот только таскать координаты на неизменной скорости мне кажется не совсем понятной идеей...

vpalehin 07.06.2013 21:18

Вложений: 1
Нет, продолжительная работа не нужна. Нажал на одну кнопку - крутится по часовой, нажал другую - против часовой.
Есть вот такие тактовые кнопки без фиксации.
Вы говорите, либо то, либо то. Но в схеме, которую Вы скинули помимо тумблеров и мотора ничего нет. Если в моем случае тумблеры отпадают (так как продолжительна работа не нужна) я использую тактовые кнопки.
У каждой кнопки 4 ножки.
Я как-то давно натыкался на схему, которая как раз таки отвечает за полярность мотора, но там было гораздо больше радиодеталей, нежели тут))))
Совсем запутали))))))

Моторы питаются от 6В 400Ампер вроде

George Smith 07.06.2013 21:22

Это маломощные коммутационные кнопки, если двигатель маленький, то пожалуйста ... :)

Cruzzz 07.06.2013 21:32

Цитата:

Сообщение от vpalehin (Сообщение 915480)
Есть вот такие тактовые кнопки без фиксации.

Именно такие сами по себе не подойдут - обычно там одна контактная пара (на замыкание). 4 ноги просто для фиксации на плате. Только вместе с реле (двуполюсными либо однополюсными переключающими, по схеме, которую привел Соболь.

vpalehin 07.06.2013 21:42

Вложений: 1
Цитата:

Вот только таскать координаты на неизменной скорости мне кажется не совсем понятной идеей...
Вспененный пвх в принципе режется без проблем, это не алюминий. Поэтому тут для меня скорость перемещения координат не так важна. Тем более в роли шпинделя выступает дремель, на котором можно регулировать обороты. Так что это не проблема. Да и опять таки, эта задумка не на долгое время. В скором будущем, если все получится, будут стоять шаговые двигатели, контроллер итд. На начальном этапе хочется именно так управлять.


Что касается подключения. Если есть время, на моей же схеме (читай картинке) не могли бы вы показать порядок подключения проводов.
Что за реле? У меня почему-то сразу ассоциации с УЗО возникает.
Мне кажется проще купить другие кнопки (?)
Есть не без известный магазин чип дип, с кучей всяких радиодеталей, но даже в их онлайн каталоге я не нашел нужной :-(

Cruzzz 07.06.2013 22:02

Просто невнимательно смотрели.

Если без реле - нужен переключатель, с тремя выводами. Первый контакт нормально замкнутый, второй - нормально разомкнутый. При нажатии на кнопку - все наоборот (1-й разомкнут, 2-й - замыкается). Пример. То же самое - для тумблера.

Если хотите использовать тактовые кнопки, как на Вашем рисунке (выключатели) - придется использовать реле или другую исполнительную схему, управляемую от этой кнопки.

Понять, как устроено и работает электромагнитное реле легче всего здесь. Это намного проще, чем УЗО (дифференциальный автомат).

vpalehin 07.06.2013 22:09

Так, хорошо! Микропереключатели есть! Прикупил как-то горстку.
Будем методом тыка пробовать подключать провода.
Спасибо!

Cruzzz 07.06.2013 22:15

Попробуйте не методом "тыка", а все же нарисовав схему включения. Для себя, чтобы разобраться. И карандашиком поводить по линиям, чтобы проследить, куда идет ток по цепи в том и ином положении переключателя...

*Очень не помешает, особенно в будущем (ошибочное включение шаговика в контроллер с выходом на полевых транзисторах намного вероятнее и имеет куда более плачевные последствия), лучше потренироваться в схемах заранее ;)

vpalehin 07.06.2013 22:23

Где-то в ящике валяется микропереключатель с подключенным к нему светодиодом. Там и посмотрю. Принципе тот же. Делал когда-то подставку для телефона с подсветкой.
Цитата:

То же самое - для тумблера.
Вы имеете ввиду подключение? Принцип то будет другой. Тумблер постоянно крутится, микропереключатель - только когда кнопка нажата ?!
Спасибо, извините, что отнял время.

Cruzzz 07.06.2013 22:38

Цитата:

Сообщение от vpalehin (Сообщение 915514)
Тумблер постоянно крутится, микропереключатель - только когда кнопка нажата ?!

Дело в том, что тумблеры (перекидные выключатели) бывают разные:

- по состояниям: на два положения (On-Off или On-On) и на три (On-Off-On).

- по фиксации: с фиксацией в нужном положении и без таковой.

Здесь был показан тумблер на три положения, без фиксации, с двумя параллельными группами контактов. Т.е. по умолчанию рычаг находится в подпружиненном среднем положении (все контакты разомкнуты), а при переводе в крайние положения средние его выводы замыкаются с соответствующей крайней парой контактов.

Поэтому, подав на средние контакты "+" и "-", а к крайним покдлючив выводы двигателя (назовем их условно А и В), но поменяв местами, при переводе движка в одно из крайних положений получаем "+" на А и "-" на В, а в другом - "-" на А и "+" на В соответственно. Т.е. - включение с разным направлением вращения.

кочевник 08.06.2013 01:08

Цитата:

Сообщение от Соболь (Сообщение 915363)
Вот набросал по быстрому....

И считаю этот вариант наиболее подходящим требованиям автора темы. Прост и надежен.
Только вместо тумблеров применить микропереключатели, будет удобнее управлять двигателями.

Ultras 08.06.2013 12:52

Вложений: 3
Цитата:

Сообщение от кочевник (Сообщение 915588)
И считаю этот вариант наиболее подходящим требованиям автора темы. Прост и надежен. Только вместо тумблеров применить микропереключатели, будет удобнее управлять двигателями.

Поддерживаю.
Микропереключатели бывают разные, самые распространённые - такие:
Вложение 138588
А вот эти я выпаял с какого-то старого принтера или копира, они тоже с перекидным контактом:
Вложение 138589
Можно также применить готовое решение - автомобильные кнопки управления стеклоподъёмниками:
Вложение 138590
Внутри у них те же самые две переключаемые группы. Вот только разводка контактов у разных производителей отличается, так что надо будет либо прозванивать контакты, либо просто разобрать кнопку (конечно, будучи уверенным, что соберёте её обратно... либо если есть лишняя кнопка :) )

А когда я ребёнку "электрифицировал" игрушечный подъёмный кран, эти кнопки непосредственно в корпусе игрушки я делал сам из жести.

George Smith 08.06.2013 13:21

Кнопки, это хорошо, но для станка нужен фиксационный ход, это не подъемник ... :)

кочевник 08.06.2013 13:26

Цитата:

Сообщение от George Smith (Сообщение 915686)
Кнопки, это хорошо, но для станка нужен фиксационный ход

См. пост №17 от автора.

vpalehin 08.06.2013 15:05

А я свои "запасы" микро переключателей так и не нашел :(
Придется сегодня прикупить.
Хотел еще для эстетичности впаять к каждому переключателю по светодиоду. Нажимаешь на переключатель, а рядом с ним загорается светодиод. И так на 4 штуки.
Светодиоды собираюсь взять такие:
Цитата:

Материал:GaP
Длина волны (nm) :565
Цвет линзы:зеленый
Напряжение (В) при 20 мА
мин :1,7
макс:2,8
Яркость(mcd) при 10 мА
мин:3,5
тип:6,0

На моторчиках написано 6В

Блок питания (зарядник для аккумуляторов) есть на 8.7В 180мА (по крайней мере на нем так написано, но на деле мультиметр показывает 8В).
По идее зарядник же должен подойти? А то подходящего блока питания я не нашел к сожалению.
Так вот. Нашел ТАБЛИЦУ расчета резистора для светодиода, но никак не могу посчитать какой резистор мне нужен.
И как быть со светодиодами, которые будут стоять около тех кнопок, которые крутят мотор против часовой. Нужно просто поменять местами анод с катодом?
Заранее извиняюсь за бредятские вопросы, в электронике не силен)

Ultras 08.06.2013 16:23

Цитата:

Сообщение от vpalehin (Сообщение 915722)
мин :1,7 макс:2,8

большой разброс параметров. При Вашем питании (8,0 вольт) можно использовать 0,125-ти ваттные 10% резисторы номиналом 360 Ом. При этом ток через светики, в зависимости от падения напряжения на них и разброса параметров резисторов, будет варьироваться от 13 до 19,5 mA.

vpalehin 08.06.2013 19:14

Блин мужики, уже весь мозг себе сломал!
Все варианты подключения перепробовал, в итоге получается либо:
Один переключатель жмешь - мотор крутится против часовой. Другой жмешь ничего не крутится. Либо подключал так, что мотор крутится, когда 2 нажаты.
Чувствую скоро надоест и вообще выкину все.

Ultras 08.06.2013 20:44

Какие переключатели используете (фото)?

кочевник 08.06.2013 20:48

Цитата:

Сообщение от vpalehin (Сообщение 915783)
Чувствую скоро надоест и вообще выкину все.

Не надо. Все получится, все начинали с малого.
Цитата:

Сообщение от vpalehin (Сообщение 915783)
Все варианты подключения перепробовал,

Тоже не надо, правильный вариант один - схема.
Цитата:

Сообщение от Ultras (Сообщение 915822)
(фото)?

Будет?

vpalehin 08.06.2013 20:52

Вложений: 1
Один без проблем - подключаю, работает. С двумя засада)
Цитата:

Какие переключатели используете (фото)?
Вот такие

Ultras 08.06.2013 21:10

Вложений: 1
Похоже, Вы напутали с контактами на кнопке.
Вложение 138621
Прозвонить есть чем? У таких переключателей "общий" контакт (1) и нормально-замкнутый (2), в силу конструктивных особенностей, по краям. Чтобы вычислить, который из них "общий", надо при нажатой кнопке прозвонить центральный (нормально-разомкнутый, №3) контакт с крайними. Тот крайний, который прозвонится, и есть №1.

Ultras 08.06.2013 21:38

Если соединение элементов схемы между собой вызывает затруднение, напишите, который контакт на Ваших МП "общий". Попробую изобразить наглядно.

Cruzzz 08.06.2013 22:09

Вложений: 1
Как правило у микропереключателей 10-го типа "общий" (1) находится со стороны кнопки.

1- Сom (Common, общий)
2- NO (Normal Open, разомкнутый)
3- NC (Normal Closed, замкнутый)

Вложение 138751

*видимо, ТС не стал рисовать схему и прозванивать контакты. Печально.

vpalehin 08.06.2013 22:16

Вложений: 1
Подключаю К 1 минус, к 3 плюс.
К контактам 2 и 3 подключаю контакты моторчика. При нажатии мотор крутится.
Подключаю к контактам 1 минус, к 2 плюс, к тем же контактам моторчик - крутится без нажатия, нажимаю - мотор не крутится.

Контакт 1 - C
Контакт 2 - ON
Контакт 3 - NC

Простите, отужинать ходил, только прочитал :)

UPD: И кстати зарядник приказал долго жить. После всех манипуляций с подключением, он просто напросто перестал работать ...
Мультиметром проверяю - выдает порядка 0.30В ...
Видимо слабенькая оказалась китайская вещица)

Cruzzz 08.06.2013 22:28

Цитата:

Сообщение от vpalehin (Сообщение 915897)
Подключаю К 1 минус, к 3 плюс.

Ну вот, не рисовали и не разбирались...А потратив 10 минут и посмотрев схему от Соболь на 1-й странице темы - все было бы намного проще.

1 - к мотору
2 - "-" источника питания
3 - "+"

И - светлая память зарядному устройству. На будущее: используйте источник питания с заведомо бОльшим током, поскольку электромотор в момент старта потребляет ток, значительно превышающий паспортный.


Часовой пояс GMT +4, время: 00:23.

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.