Гамбург, борт Люфтганзы А320, какое то там марта...
Запись от Артём размещена 01.12.2011 в 17:23
Посадка при сильном боковом ветре.
Пассажиры, летящие тем рейсом, наверное попрощались с жизнью, 100 пудов...
Цитата:
Самолет заходил на посадку, а с земли его снимал на видеокамеру любитель. Сначала снимал спереди, и видно было, с каким углом упреждения идет лайнер и как его треплет. Потом камера снимала самолету в хвост, и как на ладони видно было все нюансы пилотирования на посадке.
Самолет метров с пятидесяти стало чуть стаскивать с курса влево, под ветер. Видимо, экипаж отключил автопилот и стал доворачивать аккуратным кренчиком вправо, против ветра. Но так как неопытному пилоту трудно определить, до какой же степени доворачивать, то самолет пересек линию посадочного курса и стал уходить дальше против ветра.
А земля приближалась. И было допущено увеличение вертикальной скорости, и пилоту показалось, что вот-вот произойдет касание. Самолет был энергично подхвачен штурвалом и снижение прекратил. Это называется «высокое выравнивание», потому что высота была еще метров шесть. Элементарная ошибка определения высоты начала и конца выравнивания: пилоту показалось, что самолет вот-вот коснется.
Видимо, их инструкция рекомендует давать ногу по сносу перед приземлением. И нога была дана, и сунуто левой педали было настолько много, что правое крыло резко ушло вперед, увеличивая подъемную силу, а левое ушло в «аэродинамическую тень», уменьшая свою подъемную силу. Возник энергичный левый крен, которому еще помог порыв ветра. Отклоненных элеронов не хватило, чтобы этот крен у самой земли исправить. Самолет, двигаясь к левой обочине, чиркнул левой законцовкой о бетон. Тут же была дана правая нога: может, пилоту показалось, что уже катятся, и надо выходить на ось полосы.
Это тоже ошибка. В воздухе ногу не дают, а если бы уже катились, дача правой ноги, против такого сильного ветра, сложившись с флюгерным моментом, резко развернула бы самолет вправо, против ветра. Такой нагрузки ноги шасси заведомо не выдержали бы, и неизвестно, чем бы кончился такой маневр.
А так самолет грузно снижался влево по дуге, поворачивая нос против ветра вправо.
Видимо, капитан опомнился, среагировал, решил уходить на второй круг, добавил режим двигателям до взлетного. И тут, наконец, сработали элероны, помогла дача правой ноги, и крен резко переложился вправо. А так как земля все приближалась, то, кажется, чиркнули и правой законцовкой.
Тем временем подошли фонари левой обочины. Судя по следу взлетевшей в воздух взвеси, прошлись левой ногой и по фонарям. К этому моменту двигатели вышли на максимальную тягу, скорость стала нарастать, и капитану удалось перевести машину в набор высоты.
Самоуверенность капитана налицо. Но налицо и хорошая летная подготовка: сумел-таки выдрать машину и увести на второй круг. Но и разгильдяйство: если уж дал человеку руля, то контролируй до миллиметра, не дай возможности ученику развить ошибку до аварийной ситуации.
Это я так думаю – как капитан и инструктор. А средства массовой информации сообщают, что у самолета «началась раскачка от сильного ветра», что «только высочайшее мастерство…» и т. д.
Глупость – влезть и не выкрутиться. Мудрость – предвидеть и не влезть. А тут что-то среднее: и влез, и вроде выкрутился… зачем лез-то, как оценивал ветер, болтанку и инертность машины?
Таких ошибок при посадке с боковым ветром в мировой авиации полно. И как сравнивать степень опасности: что при полете через грозовой фронт, что при предельном боковом ветре или посадке в тумане. Везде опасно, и везде судьба людей зависит от мудрости капитана и летного мастерства экипажа.
Источник
Всего комментариев 20
Комментарии
-
Я сам летать боюсь. Летал несколько раз и знаю, что особенно страшно бывает в момент взлета и посадки. Поэтому я легко могу представить реакцию людей, летящих в том эйрбасе... Пилотам - браво! (как бы там их не критиковал эксперт в цитируемом тексте). Вообще все летчики - это настоящие герои, независимо, гражданская ли это авиация, транспортная или военная.
Запись от Артём размещена 01.12.2011 в 17:45 -
Запись от Eli размещена 02.12.2011 в 02:11 -
Последние годы летаю много, хочется увидеть многое. Самые дальние, из Франкфурта, в Бангкок и Чикаго. К возможным происшествиям отношусь никак , разве что интересен сам процесс взлета и посадки. Возможно потому что понятие КИСМЕТ для меня не пустой звук. А пассажиры? Наверное испугались. Но думаю что настоящий страх приходит позже, уже по реальной оценке. Опять же, сужу не за всех а только по себе, бывали ситуации. Реагировал и действовал адекватно и разумно но потом, позже, слабел от страха до того что ноги не держали. Буквально.
Запись от кочевник размещена 02.12.2011 в 02:18 -
Запись от Артём размещена 02.12.2011 в 11:43 -
Запись от кочевник размещена 02.12.2011 в 14:49 -
Запись от Артём размещена 02.12.2011 в 15:08 -
Запись от Eli размещена 02.12.2011 в 19:00 -
Запись от Артём размещена 02.12.2011 в 19:25 -
Запись от Ваня размещена 02.12.2011 в 19:30 -
Запись от Артём размещена 02.12.2011 в 19:32 -
Особенно интересно читать комментарий Василия Васильевича. Гораздо интереснее, чем само видео.
Летать не боюсь абсолютно, наоборот, испытываю удовольствие и восторг. Хотя пережил однажды незапланированную экстренную посадку (на АН-2 в Костромской области в каботажном перелёте). Страшно не было.
В детстве и молодости даже мечтал стать пилотом ГА. Но рано понял, что мечта так и останется мечтой, потому как здоровье не позволяет.Запись от KUS размещена 02.12.2011 в 20:33 -
Запись от Артём размещена 02.12.2011 в 23:19 -
Летал много. И чем больше летал, тем больше боялся. Вернее не боялся, а испытывал неприятное ощущение беспомощности перед событиями. Только один перелет был безбоязненным - в молодости, летали чартерами в Турцию, перед одним полетом мы с друзьями так "подготовились" к перелету в ресторане аэропорта, что очнулся я уже на выходе из самолета в Турции. Это была еще та "Ирония судьбы". Друзья меня под руки подносили к таможенникам и к регистратору билетов. Сейчас стыдно, а тогда 90% пассажиров в подобных рейсах были почти в моем состоянии. (не уверен в трезвости пилотов). А вообще, считаю боязнь полетов нормальным человеческим страхом, как и боязнь плавания. Человек - существо привыкшее чувствовать под ногами устойчивую поверхность, а в полете и плавании этого нет.
Запись от sedoy размещена 03.12.2011 в 09:11 -
Буквально сегодня по Рен ТВ показывали передачу про российских туристов.
Из Екатеринбурга в Турцию (по-моему) летел самолет, в котором задрались пьяные российские пассажиры. Один бутылкой пытался разбить голову другого. Получилось не совсем так, как он хотел: бутылка выскочила из руки и разбила иллюминатор. Произошла разгерметизация салона на высоте 11 000 метров. Представляете, что это такое? Крайне низкое давление, почти полное отсутствие кислорода при температуре - 50. Самолет пришлось экстренно сажать, все люди чудом остались живы.
В т.ч. и по этой причине я боюсь летать. Олег, ты совершенно правильно сказал: беспомощность. Поезд, автобус, - их можно остановить, они передвигаются по земле. А тут как быть? Даже парашюта нет. Твоя жизнь полностью в руках пилотов, везения и судьбы, ты не можешь контролировать события.Запись от Артём размещена 03.12.2011 в 16:06 -
Игорь, в этом случае под "каботажем" я подразумевал перелёт из деревни в деревню в пределах Костромской области.
Произошло это в далёком 1993 году. Поехали с женой (сразу после свадьбы) в отпуск на её малую Родину, в Костромскую губернию. Погостив немного в г. Кологриве у тестя, решили посетить Кострому. Но мы же не ищем лёгких путей. Чем ехать девять часов на автобусе, решили воспользоваться услугами региональной маломоторной авиации. . Короче говоря, после вылета АН-2 из Кологрива и посадки в каком-то Богом забытом леспромхозе самолёт взял курс на Кострому. Не преодолев и половины пути, экипаж заблудился и вдобавок попал в грозовой фронт. Плутали-плутали, глядь- бензин на исходе. Второй пилот крикнул из кабины в салон, что будет произведена экстренная посадка на любую мало-мальски подходящую площадку. А у нас что, выбор есть? В итоге приземлились на стерню в такооой дыре..... Леспромхоз Понга. Туда дорог нет ВООБЩЕ! То есть В ПРИНЦИПЕ. Лес сплавляют по реке Унже. Что было дальше- это отдельная хохма. Долго описывать. Но было весело и очень-очень интересно. Вот так вот. Спасибо "Аннушке", не подвела!
Супруга сейчас сидит рядом и улыбается, вспоминая это приключение. Я ей напомнил.Запись от KUS размещена 03.12.2011 в 20:29 -
Запись от Артём размещена 03.12.2011 в 21:10 -
Запись от KUS размещена 03.12.2011 в 23:05 -
Запись от Артём размещена 04.12.2011 в 18:11 -
Запись от кочевник размещена 05.12.2011 в 16:36 -
Запись от sedoy размещена 07.12.2011 в 07:55