Пожалуй, самым грандиозным проектом СКБ ЗИЛ было создание поисково-спасательного комплекса "Синяя птица". "Синяя птица" была последним проектом, реализованным в СКБ при жизни Грачёва.
В ноябре 1972 года в СКБ построили вездеход, который теперь считают первым прототипом "Синей птицы" — ЗИЛ-49042. Прототип имел один 6-литровый мотор V8 мощностью 150 л.с. от ЗИЛ-130, корпус из стеклопластика и максимально облегченную конструкцию шасси (снаряженная масса составляла всего 6 415 кг, грузоподъемность — 2 000 кг), а по габаритам подходил для авиаперевозок. Рулевой механизм с двумя гидроусилителями поворачивал передние и задние колеса, имевшие торсионную независимую подвеску. Обогрев отсеков (3-местной кабины и 8-местного салона) велся тремя отопителями, имелась емкости для еды и воды на трое суток, система пожаротушения и даже малогабаритный телевизор "Юность". По воде машина двигалась с помощью водомета, развивая скорость 9 км/ч. Скорость на суше составляла 80 км/ч.