Технический форум

Технический форум (http://www.tehnari.ru/)
-   Звук и акустика (http://www.tehnari.ru/f32/)
-   -   Оптическая фонограмма переменной ширины VS. WAV (http://www.tehnari.ru/f32/t261991/)

morskoyzmey 05.12.2018 17:25

Оптическая фонограмма переменной ширины VS. WAV
 
Здравствуйте!

Возник не праздный вопрос о том, как соотносится кодирование звуковой волны в сабже и в WAV.

Напомню, в WAV амплитуда сигнала колеблется вокруг средней точки вверх/вниз, как мембрана динамика (так ведь?), а в сабже она от средней точки расходится в стороны, при том, как я понимаю, не имеет возможности уйти в отрицательном направлении.

Значит ли это, что условная синусоида берется по модулю?

В чем особенность декодера/усилителя такого сигнала?

Сразу спасибо за любые умные мысли и советы.

Николай_С 05.12.2018 18:08

Нет бы почитать про WAV-формат самому...
А вот импульсно-кодовая модуляция - это действительно сложно. Что конкретно интересует? Её математика или физика?

morskoyzmey 05.12.2018 18:16

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2614942)
Что конкретно интересует? Её математика или физика?

Меня интересует оптическая фонограмма переменной ширины - это написано в названии темы. Как она кодирует аналоговый сигнал в сравнении с WAV, который, как я понимаю, в точности (до дискретизации) описывает аналоговый сигнал.

prima 05.12.2018 18:28

Так бы и писал, что интересно, как технически был сделан звук на ранних киноплëнках )))
Примитивный фотодатчик, засвет которого менялся этой дорожкой, модулировал сигнал. Потом усиливали и выдавали на колонки. Отсутствие дорожки, полная темнота - нет звука, максимальная ширина - максимальная громкость. Обычная амплитудная модуляция.

morskoyzmey 05.12.2018 18:36

Цитата:

Сообщение от prima (Сообщение 2614948)
Так бы и писал, что интересно, как технически был сделан звук на ранних киноплëнках )))
Примитивный фотодатчик, засвет которого менялся этой дорожкой, модулировал сигнал. Потом усиливали и выдавали на колонки. Отсутствие дорожки, полная темнота - нет звука, максимальная ширина - максимальная громкость. Обычная амплитудная модуляция.

Вроде бы так и писал)

Интуитивно я понимаю как это, но мне нужны детали. Я хочу имеющийся WAV кодировать в ОФПШ. Жаль не могу ссылки и картинки вставлять.
Допустим WAV unsigned 8bit. 127 - средняя точка - тишина. В нем, скажем, записана синусоида. Байт за байтом, значение сначала увеличивается (скажем до 255), затем уменьшается до 0, проходя через среднее значение 127.
В ОФПШ тишина это отсуствие изображение - чернота. Это понятно. Не понятно, как закодировать отрицательные (ниже 127) значения. Взять их по модулю?

prima 05.12.2018 19:35

Цитата:

Сообщение от morskoyzmey (Сообщение 2614949)
127 - средняя точка - тишина

Хм, надо смотреть стандарт и подробно в нëм разбираться, а у меня опять сеть тормозит.
Не уверен, что тишина это средняя точка. Теоретически тишиной будет отсутствие изменений расшифрованного сигнала.
Цитата:

Сообщение от morskoyzmey (Сообщение 2614949)
Жаль не могу ссылки и картинки вставлять.

В расширенном режиме редактирование управление вложениями. Картинки вставляются там.

morskoyzmey 05.12.2018 20:26

Вложений: 2
Цитата:

Сообщение от prima (Сообщение 2614964)
Хм, надо смотреть стандарт и подробно в нëм разбираться, а у меня опять сеть тормозит.
Не уверен, что тишина это средняя точка. Теоретически тишиной будет отсутствие изменений расшифрованного сигнала.

В расширенном режиме редактирование управление вложениями. Картинки вставляются там.

Ну, я точно могу сказать, что в беззнаковом 8битном WAV тишина это 127. Как устроен WAV как раз таки не вопрос.

На первой картинке представлен один период 100 герцовой синусоиды в WAV.

Мой главный вопрос такой: как такая же синусоида будет представлена в оптической фонограмме переменной ширины?

Как на второй картинке?

morskoyzmey 05.12.2018 20:53

Кажется я промахнулся с разделом. Просьба модератору перенести в раздел Акустика или более подходящий.

Николай_С 05.12.2018 20:58

Вложений: 1
Цитата:

Сообщение от morskoyzmey (Сообщение 2614968)
Как на второй картинке?

Нет не так.
Скорее вот так:
Вложение 429738
Только вместо синусоиды будут импульсы.
Короче, плохая это затея. Слишком много бесполезной инфы.

morskoyzmey 05.12.2018 21:19

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2614979)
Нет не так.
Скорее вот так:
Вложение 429738
Только вместо синусоиды будут импульсы.
Короче, плохая это затея. Слишком много бесполезной инфы.

Хочу отметить, я этого не сделал, я говорю о двусторонней фонограмме переменной ширины. Т.е. отсутствие сигнала в ней представляется тонкой (или отсутствующей вовсе) прозрачной полосой по середине выделенной под фонограмму дорожки пленки.

В вашем примере тишина это будет равносильна половине закрашенной дорожки.

Николай_С 05.12.2018 21:31

Да нет проблем. За условный ноль можно принять что угодно. Вопрос в другом - как разделять положительные и отрицательные полуволны? Цветом?

morskoyzmey 06.12.2018 09:52

Вложений: 1
Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2614987)
Да нет проблем. За условный ноль можно принять что угодно. Вопрос в другом - как разделять положительные и отрицательные полуволны? Цветом?

В том и есть мой главный вопрос. Точно не цветом.
На рисунке представлены три типа. Последний это тот самый.
Средний вариант самый простой - здесь тишина это половина дорожки и представление колебаний тут не вызывает вопросов. Однако этот вариант затратен по чернилам =)

Николай_С 06.12.2018 10:08

Не всё так просто, как показано на рисунках. Нельзя так просто удалить отрицательную полуволну, там тоже есть информация о звуке.
Если уж пользоваться современными цифровыми технологиями, то это д.б. аналог записи на аудиоСД. Там как раз оптика, цифра и никакой упаковки.

morskoyzmey 06.12.2018 11:22

Вложений: 1
Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2615064)
Не всё так просто, как показано на рисунках. Нельзя так просто удалить отрицательную полуволну, там тоже есть информация о звуке.
Если уж пользоваться современными цифровыми технологиями, то это д.б. аналог записи на аудиоСД. Там как раз оптика, цифра и никакой упаковки.

Цифра не интересна. Обычные Sony Dynamic Digital Sound (слева) или Dolby Digital (по середке). Хочется Dolby SR (справа). Не даром ему уже почти сто лет.

Николай_С 06.12.2018 12:26

Вот это уже ближе к телу! Это я про левую картинку.
Справа (то, что хочется) - обычная АМ со средней серой точкой, которую я и предлагал в самом начале.

morskoyzmey 06.12.2018 12:44

Вложений: 2
Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2615082)
Вот это уже ближе к телу! Это я про левую картинку.
Справа (то, что хочется) - обычная АМ со средней серой точкой, которую я и предлагал в самом начале.

Не думаю. Вот кадры из фильма. Тишина (шумовая полка) и сигнал.

Николай_С 06.12.2018 13:09

А можно увидеть звуковую дорожку с сигналом при максимальном увеличении?

morskoyzmey 06.12.2018 14:02

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2615096)
А можно увидеть звуковую дорожку с сигналом при максимальном увеличении?

Т.к. мне ссылки публиковать нельзя, то вот так:
youtube.com/watch?v=ISInLaJZYkg

Лучше увидеть в динамике. Листать покадрово на ютубе можно на кнопки клавиатуры < и >, они же - Б и Ю

Abell 06.12.2018 14:17

Цитата:

Сообщение от morskoyzmey (Сообщение 2615092)
Тишина (шумовая полка) и сигнал

Чем-то напоминает SSB, но не SSB. Еще напоминает картинку на экране осциллоскопа с большим временем развертки. Или лампу 6Е3П. Или размах колебаний диффузора динамика, если смотреть сбоку. Или солнечный зайчик от зеркала в дрожащей руке tehno013

Николай_С 06.12.2018 14:54

Ассоциации те же, только нужно детально рассмотреть как там всё работает. Только вот с Ютуба не получится этого сделать. Там разрешение подобных видео в лучшем случае 720 dpi, а надо более детально.

morskoyzmey 06.12.2018 17:05

Вложений: 2
На англоязычных ресурсах нашел больше типов записи

Цитата:

Push-pull film recording is classified under three headings - Class A, Class B, and Class AB. In Class A the signal energy is divided to form two identical tracks 180 degrees out of phase. In Class B one track records the positive half-cycles, whilst the other track records the negative half-cycles. In Class AB, which is of an experimental nature, the recorder is so adjusted that low levels are recorded as Class A and high levels as Class B. Reproduction of either class requires an amplifier with a push-pull input using two photo-electric cells, or a photo-electric cell having two anodes and two cathodes.
Жаль только понятней не стало, как именно этот тип модулируется.

Abell 06.12.2018 18:16

Был у нас в кинокружке звуковой проектор - Украина, кажется, 16мм. Звук одноканальный. На звуковую дорожку шла отдельная лампа с щелевой шторкой, и фоторезистор. То есть, для воспроизведения оптической записи звука принципиально неважно, каким способом она записана, главное - изменяется плотность светового потока.
В школе и позже, в армии, как-то довелось крутить фильму уже на больших аппаратах из профессиональной кинобудки. Там на пленках тоже был один канал звука и дорожка выглядела как на первом фото в двенадцатом посте.
Так что, дорожку третьего вида на пленках не видел ни разу, но что-то смутно подозреваю tehno015

Николай_С 06.12.2018 19:36

Цитата:

Сообщение от morskoyzmey (Сообщение 2615118)
На англоязычных ресурсах нашел больше типов записи... Жаль только понятней не стало, как именно этот тип модулируется.

Так чего тут непонятного? Всё же на чистом техническом Английском языке подробно расписано. Правда, ничего нового тут нет, всё та же АМ, только немного модифицированная.

morskoyzmey 06.12.2018 20:58

Вложений: 3
Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2615133)
Так чего тут непонятного? Всё же на чистом техническом Английском языке подробно расписано. Правда, ничего нового тут нет, всё та же АМ, только немного модифицированная.

А там нет подробностей получения искомого типа записи, только других, более продвинутых.

Но из второй картинки до меня дошло, что здесь переменная средняя точка. Как ее правильно высчитать - другой вопрос. На аппаратном уровне возможно это и легко получалось. Программно я получил что-то такое:

Николай_С 07.12.2018 09:55

Средняя точка в математике получается методом интегрирования положительного (или по модулю) сигнала на больших (1-3 с) периодах. Это аналогично работе АРУЗ в аналоговой технике.


Часовой пояс GMT +4, время: 03:52.

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.