Удовольствие самопожертвования ради науки
Полететь на Марс и не вернуться? Добровольно позволить пауку себя искусать? Стать манекеном для ядерных испытаний? Некоторые чудаки откликаются на такие призывы.
На прошлой неделе частная голландская компания Mars One объявила, что надеется к 2023 году послать команду из четырех человек на Марс. Чтобы затраты были не такими высокими, это будет миссия в один конец. Марс станет постоянным домом астронавтов.
Неясно, будет ли это научной миссией или телевизионным реалити-шоу, так как компания планирует финансировать операцию с помощью коммерческих спонсоров, показывая все происходящее в телеэфире. Однако подобные планы поддерживались еще с 1990-х и членами научного сообщества, включая физиков Пола Дэвиса (Paul Davies) и Лоуренса Краусса (Lawrence Krauss), а также астронавта Базза Олдрина (Buzz Aldrin). Если люди действительно прибудут на Марс в ближайшем будущем, это вполне может произойти именно так.
Окружающая среда на Марсе бесплодна и уныла. Температуры очень холодные, а атмосфера ядовита. Экипаж такой миссии должен понимать, что их опыт, как и вся оставшаяся часть их жизней, будет не самым приятным. Учитывая все это, кто в здравом уме добровольно туда поедет?
Вероятно, довольно многие.
Когда проводили испытания атомной бомбы на атолле Бикини в 1946 году, более 90 человек вызвались обслуживать суда, размещенные в зоне нанесения удара, чтобы ученые могли собрать данные по биологическим эффектам взрывов. Морские исследователи признали, что если объектами испытаний будут люди, это будет "более удовлетворительно, чем животные", но они побеспокоились о том, как использование людей скажется на их связях с общественностью и, в результате, всем из них отказали.
Было также много с виду рациональных ученых, которые высказывали готовность пожертвовать своим физическим комфортом, а также и своими жизнями ради знаний. Некоторые из них остались в памяти человечества, как подлинные герои, такие как исследователи во главе с Уолтером Ридом (Walter Reed), которые в 1900 году позволили себе быть укушенными москитами, переносящими желтую лихорадку, чтобы доказать, что насекомые являются носителями этой болезни.
Другие случаи страдания ради науки расцениваются, скорее, как исторические курьезы. В 1933 профессор университета Алабамы Аллан Блэр (Allan Walker Blair) позволил самке паука "черная вдова" укусить его за руку. Он позволил ее челюстям оставаться на руке в течение 10 секунд, так, чтобы он мог получить полную дозу яда, и затем провел несколько дней, корчась от кошмарной боли в местной больнице. Лечащий врач сказал, что никогда не видел "таких болевых ощущений в каких-либо других медицинских или хирургических условиях". Другой энтомолог уже проводил такой же самый эксперимент над собой 12 годами ранее, но г-н Блэр, очевидно, чувствовал потребность испытать ощущения самому.
Еще был японский педиатр Шимезу Койно (Shimesu Koino), который съел 2 тысячи личинок кишечного круглого червя, чтобы непосредственно изучить жизненный цикл организма. Его инфекция стала столь тяжелой, что он начал выкашливать червей из легких.
Два лондонских доктора, Герберт Вуллард (Herbert Woollard) и Эдвард Кармайкл (Edward Carmichael), заработали несколько сомнительные почетные места среди страдальцев для науки за то, что клали тяжести на свои яички, чтобы исследовать, как последующая боль распространяется по телу. Даже в математике есть пример физического самопожертвования — через "туннельный синдром" (синдром сдавления нерва в узком канале; пример: травмы запястий, вызванные повторяющимися, монотонными, многочисленными движениями — прим. переводчика).
Профессор университета Джорджии Поуп Хилл (Pope R. Hill) подбросил монету 100 тысяч раз, чтобы доказать, что орлы и решки выпадут приблизительно равное количество раз. Эксперимент длился год. Он заболел, но закончил эксперимент, хотя к концу ему пришлось воспользоваться помощью ассистента.
Эти истории показывают, что нечто в страдании и самопожертвовании привлекает ученых. Перефразируя президента Кеннеди, ученые делают все это не потому что это легко, а потому, что это трудно.
Но стоит задаться вопросом: в какой момент жертва прекращает иметь какую-либо ценность для продвижения науки и просто становится гонкой за трудностями ради трудностей?
Удовольствие самопожертвования ради науки | Калейдоскоп | Weekend РИА Новости
Каких только чудаков на свете не бывает. Для чего? Чтобы увековечить свое имя?