История гласит, что разработке поисково-спасательного комплекса положил начало один неприятный инцидент в истории советской космонавтики. В 1965 году экипаж корабля "Восход-2" в составе Павла Беляева и Алексея Леонова отправился на орбиту.
Первый в истории выход в открытый космос, который Леонов совершил 18 марта, проходил с осложнениями. Так мало того, при возвращении на Землю отказала автоматика, и Беляеву ничего не оставалось делать, как перейти на ручной режим спуска корабля с орбиты. В результате вместо привычной казахстанской степи экипаж приземлился в тайге под Пермью. В кратчайшие сроки вытащить космонавтов из непролазных дебрей было попросту нечем. Измотанные перегрузками космонавты были вынуждены двое суток жить в лесу. А затем уже, после прибытия на место посадки спасателей, встать на лыжи и пробираться по глубокому снегу к поляне, с которой их забрал вертолет. После этого случая Сергей Павлович Королёв и обратился в СКБ ЗИЛ к Грачёву с просьбой разработать машину, которая не просто имела бы высокую проходимость, а проходила бы вообще везде, даже сквозь тайгу по двухметровому снегу. Обратился не случайно — в СКБ, начиная с конца 1950-х, работали над доставкой баллистических ракет в любую точку мира. Теперь цель была немного иная — доставить домой людей, где бы они не оказались, после приземления из космоса.
Поиск оптимального решения занял не один год. Виталий Грачёв и его команда решали непростую задачу — какой вездеход лучше? Какой тип движителя предпочесть: колесо или гусеница? А может быть, мотор-колесо на рычаге большой длины? Или что-то комбинированное? И если шина, то какая — с развитыми грунтозацепами, сверхнизкого давления, пневмокаток, ведь каждая хороша на определенном покрытии? Или пойти по совсем авантюрному варианту и применить пневмогусеницу — ряд катков, соединенных эластичной цепью? Должен ли вездеход быть амфибией? А может быть, космонавтов будет способна вытащить только машина со шнекороторами?