В этой теме снова возвращаюсь к теме освоения космоса в СССР.. На этот раз рассказ пойдет о неосуществленном проекте (встречается такая номинация "Неосуществленный проект" в конкурсах моделистов)самолета-транспортировщика на базе Ан-22 "Антей", а также о предшественнике "Бурана" - орбитальном корабле проекта "92".
При разработке ракеты-носителя "Энергия" рассматривались различные способы транспортировки блоков, баков, агрегатов, отдельных частей ракеты и орбитального корабля. Негабаритность конструкций блока второй ступени (выше четвертой степени) и корабля заставили разработчиков обратиться к воздушным средствам транспортировки. Были изучены авиационные средства транспортировки блока Ц на базе отечественных самолетов Ту-95, Ан-22, Ан-124, Ил-76 и 3М, в ходе которой выяснено, что самолеты Ту-95 и Ил-76 не обеспечивали необходимой грузоподъемности.
Впервые в отечественной практике для транспортировки негабаритных грузов ОКБ О.К. Антонова модифицировало свой крупнейший на то время воздушный грузовик Ан-22 "Антей", установив наверху его фюзеляжа узлы крепления различных грузов и несколько доработав хвостовое оперение (в дополнение к хвостовым шайбам на фюзеляж был установлен дополнительно небольшой киль). В 1981 году на этой машине были выполнены уникальные перевозки вне грузовой кабины крыла ВТС нового поколения Ан-124 "Руслан" из Ташкента в Киев. Затем на этом самолете транспортировались по этому же маршруту крылья и центроплан самолета Ан-225 "Мрiя" массой около 40 т. Модифицируя "Антей, конструкторам удалось разрешить большое количество сложных проблем, связанных с устойчивостью и управляемостью самолета при наличии на внешней подвеске груза столь больших габаритов и с возможностью возникновения негативных аэроупругих явлений. Однако даже огромные транспортные возможности "Антея" оказались недостаточными для решения задач по транспортировке компонентов системы "Энергия-Буран".
Руководство МАП обратилось к О.К. Антонову с просьбой разработать самолет, специально предназначенный для транспортировки блоков космических систем. В ответ на просьбу авиаконструкторы предпринимают попытку модифицировать для этих целей "Антей". В принципе такая модификация была возможна в двух направлениях: размещения грузов сверху либо внутри сильно раздутой хвостовой части фюзеляжа (диаметр ее увеличивался до 8,3 м). Первый способ оказался неперспективным ввиду сложности обеспечения путевой устойчивости и управляемости самолета при наличии столь крупного внешнего груза, второй (мод. Ан-22Ш) - по причине прочностных и компоновочных проблем.
Выбор был сделан в пользу модернизации самолетов ОКБ Мясищева 3М в ВМ-Т "Атлант" с заменой однокилевого хвостового оперения на двухкилевое разнесенное оперение. При этом уменьшилась и масса перевозимых грузов. А в дальнейшем в ОКБ Антонова на базе Ан-124 был создан специальный самолет Ан-225 "Мрiя", позволявший перевозить грузы на внешней подвеске.