Графика
Для формирования графических изображений в языке Turbo Pascal предназначен стандартный библиотечный модуль GRAPH. Этот модуль содержит десятки стандартных программ и типов данных, а также около 80 графических процедур и функций. Подключение этого модуля к пользовательской программе осуществляется директивой Uses graph.
С момента подключения модуля GRAPH становятся доступны все графические средства.
В первую очередь вызывается процедура инициализации графического режима:
InitGraph (var Gd : integer; var Gm : integer; Path : string)
Этой процедурой устанавливается драйвер, режим и путь к каталогу, где находится драйвер. Обычно драйверы подключаются в режиме автоопределения используемого монитора ПК. Для этого перед инициализацией графики задается Gd:= Detect (или Gd:= 0). В этом случае по умолчанию устанавливается режим с наибольшим числом точек на экране, а значение параметра "Gm" игнорируется.
Номер наибольшего режима для текущего драйвера возвращает функция GetMaxMode. Изменить режим можно процедурой SetGraphMode(Gm). Экран при этом очищается.
Третий параметр – путь к драйверу; если он расположен в текущем каталоге, то вместо маршрута ставятся пустая строка (два апострофа).
Для построения изображений на экране используется система координат. Отсчет начинается с левого верхнего угла, который имеет координаты (0,0). Цена деления - один пиксел.
Разрешающую способность для текущего графического режима можно определить функциями, возвращающими максимальные значения координат экрана:
GetMaxX - по оси Х; GetMaxY - по оси Y.
Для возврата из графического режима в текстовый можно использовать операторы:
CloseGraph - полное прекращение работы графической системы;
RestoreCrtMode - переключение в текстовый режим с возможностью возврата к текущим установкам графического режима (оператором SetGraphMode).
Очистить графический экран можно процедурой ClearDevice (без изменения установленных параметров) либо GraphDefaults (устанавливаются параметры, принятые по умолчанию).
Процедуры рисования
SetBkColor( N) - установить цвет N для пикселов фона.
SetColor( N) - установить цвет N для выводимых линий.
PutPixel(X, Y, N) - высветить цветом N пиксель с координатами X,Y.
GetPixel(X, Y) - определить цвет пиксела с координатами X, Y.
При задании цвета можно использовать следующие коды:
1. Наименование цвета
2. Цвет
3. Код цвета
Black
черный
0
Blue
синий
1
Green
зеленый
2
Gyan
бирюзовый
3
Red
красный
4
Magenta
малиновый
5
Brown
коричневый
6
LightGray
светло-серый
7
DarkGray
темно-серый
8
LightBlue
голубой
9
LightGreen
ярко-зеленый
10
LightGyan
ярко-бирюзовый
11
LightRed
ярко-красный
12
LightMagenta
ярко-малиновый
13
Yellow
желтый
14
White
белый
15
Circle(X, Y, R) - окружность с центром X, Y радиуса R.
Arc(X,Y, A1,A2, R) - дуга окружности.
Ellipse(X,Y, A1,A2, RX,RY) - сектор эллипса с полуосями RX,RY.
A1, A2 - начальный и конечный углы (в градусах), отсчитываемые против часовой стрелки относительно оси Х.
Line(X1,Y1, X2,Y2) - отрезок прямой от точки с координатами X1,Y1 к точке с координатами X2,Y2.
LineTo(X, Y) - отрезок прямой от текущего положения курсора до точки X,Y.
LineRel(dX, dY) - отрезок прямой от текущего положения курсора до точки, смещенной на расстояние dX,dY.
В отличие от процедуры Line процедуры LineTo и LineRel при своем исполнении перемещают текущий указатель. Перемещать курсор без рисования можно процедурами MoveTo(X, Y) иMoveRel(dX,dY).
В графическом режиме курсор невидим, а его положение можно определить функциями, возвращающими значения координат: GetX - по оси Х, GetY - по оси Y.
Rectangle(X1,Y1, X2,Y2) - прямоугольник с левым верхним углом в точке X1,Y1 и правым нижним углом в точке X2,Y2 (стороны параллельны краям экрана ).
Код:
Пример 1.
В данной программе происходит инициализация графического режима, после чего рисуется линия из левого верхнего в правый нижний угол.
Program graph1;
uses graph;
var gd,gm,error: integer;
begin
gd:=detect;
initgraph(gd,gm,'');
error:=graphresult;
if error <> grOk then begin
write ('Ошибка графики: ',
grapherrormsg(error));
readln; halt;
end;
line (0,0,getmaxx,getmaxy);
readln;
closegraph;
end.
Процедуры построения заполненных фигур
Граница заполняемых фигур рисуется текущим цветом для линий. Цвет N и стиль заполнения P (орнамент) можно устанавливать из стандартного набора BGI или определять самим процедурой SetFillStyle(P, N).
Типы и толщина линий:
0 - сплошная
1 - точечная
2 - штрихпунктирная
3 – пунктирная
Шаблоны штриховки:
1.Наименование шаблона
2.Вариант заполнения
3.Код цвета
EmptyFill
заполнение цветом фона
0
SolidFill
сплошная штриховка
1
LineFill
горизонтальная штриховка
2
LtSlashFill
/// - штриховка
3
SlashFill
/// - штриховка толстыми линиями
4
BkSlashFill
\\\ - штриховка толстыми линиями
5
LtBkSlashFill
\\\- штриховка
6
HatchFill
заполнение прямой клеткой
7
XHatchFill
заполнение косой клеткой
8
InterleaveFill
заполнение частой сеткой
9
WideDotFill
заполнение редкими точками
10
CloseDotFill
заполнение частыми точками
11
UserFill
тип задается пользователем
12
Bar(X1,Y1, X2,Y2) - прямоугольник;
Bar3d(X1,Y1, X2,Y2, d, t) - параллелепипед с заполненной передней гранью (координаты углов грани X1,Y1, X2,Y2) глубиной d.
Переменная t типа boolean задает вывод верхней грани. При t=TopOn (true) верхняя грань показывается, при t=TopOff (false) - нет.
FillEllipse(X,Y, RX,RY) - заполненный эллипс;
Sector(X,Y, A1,A2, RX,RY) - заполненный сектор эллипса;
PieSlice(X,Y, A1,A2, R) - заполненный сектор круга.
FillPoly(N, M) - заполнить произвольную плоскую фигуру с границей, описанной массивом N точек границы. М - параметр типа PointType ( Var M: array[1..N] of PointType).
Код:
Пример2.
Изображение графических фигур
Program primer2;
uses graph;
var
grad,grreg:integer;
begin
grad:=detect;
initgraph(grad,grreg,’’);
SetFillstyle(solidfill,lightgray);
floodfill(100,100, lightgray);
SetFillstyle(solidfill,green);
bar(100,150,200,250);
setcolor(lightred); circle(300,200,50);
floodfill(300,200,lightred);
setcolor(blue);
line(400,250,460,150);
line(460,150,520,250);
line(520,250,400,250);
SetFillstyle(solidfill,blue);
floodfill(460,200,blue);
readln;
closegraph;
end.