Реставрация Яуза МП-221С-2
Вложений: 2
Аппарат шел в придачу к ВЕГЕ-120-СТЕРЕО и, как я подозреваю, составлял домашний магнитофонный комплекс. Это магнитофон классом ниже и уже не является шедевральным. Внешний вид после отмывки:
Вложение 305425 Заглянем в кассетоприёмник: Вложение 305426 Вот это удача! Монолитная универсальная головка Д810 почти не сточена. Очевидно, аппарат применялся исключительно для записи. Пробуем включиться... А не тут то было! Разбираем и смотрим внутренности. Из пассиков (для аппаратов II класса прямого привода не предусмотрено) в более-менее нормальном состоянии остался только один, идущий на магнит датчика автостопа. Ставим временную замену - резинку от денег. Пока ставил где-то коротнул и вылетел предохранитель по 13 В. Помимо предохранителя пришлось пропаять диодные мосты (холодная пайка). Аппарат ожил. Но без нормальной резины его эксплуатировать нельзя. Будем искать. Блокнот с более подробным техописанием будет тут. |
Как успехи? Неплохой агрегат кстати. Призаписи не хватало ГСП правда иногда
|
Какие теперь м.б. успехи?
Резину новую ищу. :) |
На подмотку?Погляжу в загашниках
|
Вложений: 1
Нет там пассиков на подмотку.
Вращение с двигателя на маховик тон-вала передается ленточным пассиком. Еще одна резинка стоит на пластмассовом ролике, который прижимается к маховику. Вот фото ЛПМ: Вложение 305434 |
Кхе...да в курсях. Я тудой от автомагнитолы захреначил когда то резинку. Албпайн по моему
|
Совместимых резинок полно. Жаль что я все аналоги уже израсходовал. И монолитные магнитные головы закончились... Как бы не пришлось из двух аппаратов один собирать. ;)
|
Вложений: 1
Кстати, вот фото каретки снизу.
Вложение 305435 Монолит ставили не на заводе, хотя работа по пересадке выполнена аккуратно. Об этом говорит и незаправленный в держатель жгут. |
Цитата:
|
Не, не обязательно. Главное - не деструктированную (не "сопли" и не "камень").
Нашел на Авито продавца новой 100 х 4 х 0,4 хочет 200р. Чет я весь в раздумьях. |
Ясно.
Я на авито продавца этого девайся нашел в НН, поэтому спросил...а ремкомлект не смог найти. |
Казбек, на Авито я тоже умею заходить. :)
Дело в том, что пассики в этих аппаратах дохнут первыми. Резина там на букву "Х". У моего Маяка все резинки заводские не меняные, до сих пор живые. К тому же, брать с Авито аппарат ради пассиков - это совсем неправильно. Тогда уж лучше взять Вегу 120 (122) за те же деньги на восстановление. |
Цитата:
|
Да я и хожу. Только там все злые, денег хотят. Даже за б/у магнитные головки норовят стольник-другой получить. А кому они нужны? Я вот за так их раздаю тем кто попросит. Г... не жалко. :)
|
Нашел два монолита, а это значит что Яуза спасена - буду восстанавливать.
Новые пассики обойдутся в 230 руб. Дороговато, но куда деваться... |
Детальный осмотр резинового покрытия ролика показал, что резина в хорошем состоянии, необходимо удалить только верхний задубевший слой. Бархатным напильником аккуратно снимаю лишнее. После примерки пришлось немного подровнять, т.к. в одном месте резинка была сильно сточена заевшим механизмом.
На заметку владельцам магнитофонов с непрямым приводом : время от времени необходимо вскрывать аппарат и проверять состояние резины. При необходимости удалять с её поверхности смазку и зачищать загрубевшие участки. Из выявленных недостатков: - весьма странно работает кнопка "пауза". Нажать её можно, (светодиод загоается, в режим входит), а вот отпустить - нет. Приходится передёргивать питание. - восьмерка в старшем разряде счетчика ленты. Наверняка умерла ИМС счетчика. Будем разбираться и менять. |
Кнопка "пауза" реализована на D-триггере К561ТМ2 (DD3.2 платы комбинированной) Его вход оказался подбитый. При стробирующем сигнале триггер всегда устанавливается в единицу. Эта ИМС у меня имеется, завтра поменяю. ИМС счетчика КР1534ИЕ1 (DD4 блока индикации) заказал в Чип&Дипе.
Пока разбирался с паузой, опять вылетел предохранитель по 13 Вольтам. На этот раз КЗ устойчивое и находится оно в блоке управления и индикации или плате памяти. Временно отключил их. Всё равно снимать переднюю панель для замены счетчика. За одно и с КЗ разберусь. |
Замена К561ТМ2 проблему решила.
Есть только одна тонкость - плата гетинаксовая и паять её нужно без перегрева, иначе поотваливаются дорожки. У меня всё получилось как надо. |
Николай , у меня радиотехника 7210 стоит точно такой же лпм ,при перемотке шестерёнки гремят , это у всех этих лпм такая болезнь ?
|
Угу.
Разбирайте корпус, снимайте резинку с ролика (он там один такой) и обрабатывайте его напильником. Только одна тонкость - установить резинку назад весьма непросто. Я пользовался зубоврачебным инструментом. Обругал всех конструкторов этого ЛПМ. |
Цитата:
|
Вложений: 2
Вот и пришла микруха с Чип-Дипа.
Начал снимать "морду" и ... СЮРПАРАЙЗ! Сдин из винтов последний раз был вкручен не по резьбе. Лицевую панель снимали до меня и загнали винт с нажимом так, что планка держателя, в котором нарезана резьба, погнулась. Проще оказалось снять панель вместе с планкой, а потом раскрутить. Винт - в мусорку. Теперь стало понятно почему происходит коротыш на плате светодиодов. Вложение 309089 Плата должна крепиться к панели наверху винтами, которых не было. Вложение 309090 На плате индикатора при внимательном рассмотрении стала понятна причина выхода из строя ИМС счетчика - холодная пайка. ИМС заменил, поролоновую прокладку извлёк и посадил на двухсторонний скотч. Еще один сюрприз ожидал меня при сборке. Разъем XS2 имеет 6 контактов, а штекер - 5. Оказался последний контакт (корпус) не задействован. Осталось только поставить родной пассик и магнитофон можно закрывать. |
Вложений: 1
На "Яузе" индикатор такой?
|
Угу...........
|
Сегодня собрал переднюю панель. До её установки на место нужно было еще смазать подшипник тон-вала и прижимного ролика.
Послушал шумы тракта воспроизведения. Что-то мне не очень всё это нравится - отчетливо слышен фон переменного тока 50 Гц, на максимальной громкости усилитель "звенит" - при малейшем щелчке отчетливо слышно его высокочастотное сопровождение. Не впечатлился я и от уровня шума, про который мне ни раз говорили "ценители" Яузы. При ближайшем рассмотрении, на МГ видны следы выработки. Ладно, дождемся пассика и посмотрим аппарат на приборах. |
Николай приветствую! Когда то, в конце прошлого века уже, было у меня на обслуживании более 100 шт таких Яуз 221 (в 3-х звукозаписях). Так вот, намучившись с настройкой их на запись (по уровню и по подмагничиванию), выяснил, что все эти расхваленные "монолиты 821" имеют такой бешеный разброс параметров, что нормально настроить о-о-очень проблемно! Не лучше и 810-е монолиты, стеклоферриты 012-е; 120-, 121-, 122-е сендасты (как и 810 и 821), (извиняюсь если что то в номерах напутал, давно это было). Однажды, в ожидании очередной партии новых головок (а их, сендасты эти "нестираемые", приходилось менять каждые полгода работы магнитофонов, т.е. примерно через 4.5 - 5 тыс. часов при круглосуточной работе!), по безысходности поставил японские головки Н3233 (насколько помню цыферки..), пермаллой, использовались в наших (рязанских) магнитофонах Русь 310с. Результат поразил!: повторяемость параметров отличная, частоту ГСП поднял с 75 - 95 кГц (у 810 и 821-х сендастов такой разброс был даже в одной головке между каналами) до 120 кГц. Пробная партия из 10 шт Н3233 проработала около года! А если учесть, что ценник у японца Н3233 был 30 руб (в нашем "Радиопрофи") против 80 руб у сендастов 810 - 821 (в тех еще, советских рублях), то я с радостью и облегчением отказался от заказанных сендастов. Аналогично поменял родные стирающие головы на японцы с той же Руси 310, с двойным зазором и остекленной поверхностью ферритового сердечника. Подошли также и прижимные ролики, они кстати, с латунной втулкой, такие как у твоей Яузы (родные там с пластиковой).
Кстати, так как Яузы пахали круглосуточно по 2-3 года и более, их приходилось обслуживать (чистка, смазка, подстройка-настройка и т.п.) каждые полгода, так вот, раз в год менял втулки подшипников ведущего тон-вала. Делал их сам, точнее растачивал из втулок прижимных роликов (как на фото): внешний диаметр точь-в-точь как у яузовских, а внутренний аккуратно сверлом 2.5 мм (если не ошибаюсь). Смазка - силикон ПМС200 или импоршную для аудио-видео, зелено-голубая такая. Хотя ПМС больше нравилась. По движкам: опять же родные ДП (-какие то там) выкидывал и ставил японцев Мабуши (все с той же Русь 310), они уже со стабиком внутри. Для перемотки - они же с отключенным стабом. Ходили по 1-1.5 года. Японцы Санкио гораздо хуже, вибрация поболе, да и менять приходилось каждые полгода (изнашивались втулки чаще всего, реже щетки). Извиняюсь за такое длинное словоблудие, надеюсь написал что-нить полезное. Если какие вопросы - спрашивайте, что помню - подскажу. Жаль, все мои неизрасходованные запасы головок-пассиков-движков где то есть в коробке на чердаке, но... нет времени искать. |
Извиняюсь, немного неточно написал, а исправить не успел...
Цитата:
|
Резинку ролика подмотки делал из сан-тех прокладок подходящего внутреннего диаметра, внешний стачивал надфилем: ролик крепил на длинном винте, винт в дрель и надфилем неспеша подгонял диаметр до нужного.
Еще совет: прижимной ролик нежелательно чистить спиртом, он сохнет и дубеет от этого. Я чистил механически, скальпелем (точнее самоделом из ножовочного полотна) при включенном ЛПМ. Но это надо приноровиться и очень осторожно! |
Дабы избавиться от наводок от транса, его желательно заэкранировать. Некоторые спецы рекомендуют повернуть транс вокруг вертикальной оси на 45 град. Это я не пробовал, не было необходимости - на 2-х своих личных Яузах я заменил частично начинку, поставил УВ по схеме Н.Сухова (Радио 1987 г, номер не помню, вроде 9 и 10. В разделе "находки" на форуме выкладывал фото платы этого УВ) с его же схемой ШП. И там много чего еще намодернизировал. Но так до идеала не довел, продал Яузы и купил Вильмы 215. Но это уже другая история...
|
Нашел фото японских головок, прям так и продавались, с синими колпачками. Маленькие, те что по бокам, очень похожи на Н3233 http://verro.ru/img/9/8e/73/permallo...nov-l55624.jpg
|
А что можно сказать про TC881CB , не нашёл ни каких данных.
|
Ух ты как оживлённо стало...
VDJ Almaz, спасибо за интересные сведения. Скажу сразу, что смысл реставрации не в том чтобы улучшить аппарат, изменив его схемотехнику, а в том, чтобы с небольшими доработками оставить старую. :) На счет МГ - это я в курсе. Разброс по каналам при измерении индуктивности составляет 10%! (108 мГн в первом, 120 мГн во втором.) В моей Яузе износ МГ не сильно большой. Посмотрим на приборном контроле, если что - заменю (благо есть на что). Про методику устранения фона я тоже в курсе. Кстати, в Веге МП-120С поворот силового трансформатора заложен конструктивно. Я не собираюсь использовать этот магнитофон 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Поэтому износ механики (сейчас он небольшой - люфтов нигде нет) будет незначительным. Меня вот какой вопрос интересует: По какой технологии подбирается ток подмагничивания? На передней панели есть специальная ручка для его установки. Если можно, опишите её поподробнее. |
Вложений: 1
Цитата:
Вот она на фото: Вложение 309941 А вот и продавец. |
Цитата:
|
Цитата:
Я делал запись с вертушки, потом запускал вертушку заново, через 2-3 секунды запускал магнитофон и переключая селектор входа на усилителе в наушниках сравнивал звучание оригинала и записи. На кассетах ТДК, Басф и Сони записи на слух практически не отличались от оригинала. После всяких Вег, Маяков, Нот, я был шокирован качеством записи Яузы. Я даже представить себе не мог, что кассетник может настолько качественно записывать. Цитата:
Цитата:
|
Приехали стеклоферритки, вот ужо и послушаем...
|
Вложений: 4
Являясь счастливым обладателем Яузы МП 221-1С, внесу некоторые пояснения.
Первая Яуза-220 была снабжена японским лентопротяжным механизмом. На смену ей пришла Яуза 221. Тоже с японским ЛПМ. Правда сведения об этой модели скудны и обрывочны. Мне посчастливилось приобрести Яузу МП 221-1С. В интернете можно прочитать множество историй, как новая модель Яузы была хуже предыдущей. Частично можно согласиться. В 221-1С уже стоит не японский ЛПМ, а его наша копия. Японский ЛПМ в Яузе 220 был далеко не лучшим в мире. А наша копия обросла дополнительными недостатками. Но даже наша копия справлялась с основной функцией протяжки ленты с приемлемым уровнем детонации не хуже импортных агрегатов с открытым трактом (один ведущий вал). В моем варианте установлена головка Монолит Д821, которая по основным показателям соответствует японской Н3331, устанавливаемой в первые модели. И тут хочется отметить электронику звукового тракта в 221-1С. Она построена на ОУ общего применения 553УД1А. В интернете можно прочитать много высказываний, что мол эта микросхема старая, сделана не по фен-шую, а вот серия 157 вся такая крутая, сделана специально для звука. Но исходя из личных впечатлений, сколько я не слушал аппаратов на 553УД1А, они всегда переигрывали по качеству звука, его чистоте, прозрачности и естественности у аппаратов выполненных на микросхемах 157-й серии. И Яуза МП 221-1С не стала исключением. Следующая Яуза МП 221-2С вышла частично улучшенная (электронный счетчик, функция памяти), но были ухудшения в звуковом тракте. В частности упрощен усилитель воспроизведения. Достал сегодня паспорт от своей Яузы и нашел там наброски для статьи в журнал Радио о доработках данного агрегата. Пока статья готовилась, развалился СССР и понеслось. В общем стало не до статей. Доработки были следующими. В магнитофоне не было индикации режимов перемотки, они добавлены. При нажатой кнопке "Пауза" не срабатывал автостоп при перемотке, исправлено. Добавлена функция автоматического включения режима воспроизведения после перемотки кассеты к началу записи. Если нужно просто перемотать кассету к началу, достаточно включить при перемотке "Паузу". Режим воспроизведения по окончании перемотки включится, но будет стоять на паузе. Наброски статьи с пояснениями и схемами выкладываю. Авось кому пригодиться. Схемы печатной платы нет, была нарисована на миллиметровке и канула в лету. Вскрывать аппарат для фотографирования платы не буду. Вложение 318580 Вложение 318581 Вложение 318582 Вложение 318583 |
Интересно услышать мнение специалиста по данному типу магнитофонов.
Схемные доработки попробую реализовать, а вот УВ на ней точно менять не стану. Пусть остается в первозданном виде. Даже МГ на стеклоферрит пока менять не буду. Рассматриваю возможность замены ЛПМ на что-нибудь более стоящее и с минимальными доработками. Если получится, подумаю на счет МГ. |
В посте №37 "опечатка". По запарке неправильно указал тип ОУ. Конечно там 553УД2, а не 553УД1А.
|
Ручка подмагничивания на морде это для подстройки под конкретные ленты, понятно , что не типы - 1, 2, 3 и 4, а к примеру TDK, Sony, BASF нормально пишутся при среднем положении, а Maxell требует побольше ток (при среднем ВЧ больше получаются), JVC и особенно всякие советские МК наоборот нужен меньше ТП (ВЧ надо поднять). Я настраивал ТП на TDK (всех типов) как наиболее ровные по запросам ТП.
ТП устанавливается при уровне -20 dB по равномерности записи всего диапазона 20-20кГц. Но сначала пишем синус 400 или 1кгц по уровню 0dB и ТП крутим до получения максимального уровня записи (на плате ГСП. Ручка на морде в среднем положении). Далее уменьшаем уровень до -20 dB и пишем синус 400 и 10к. Подстраиваем ТП до получения одинакового выхода. Прогоняем весь диапазон 20-20кгц, корректируем по наиболее ровной АЧХ в диапазоне 40-16к. Далее можно проверить как влияет передняя ручка на АЧХ при уровнях записи -10 и 0dB, и подстраивать под желательный характер звука в зависимости от звукоматериала: например для симфонической музыки нормально будет среднее положение, а для попсы с большим количеством закомпрессированных ВЧ лучше уменьшить ТП (ВЧ в музыке тоже будут влиять как ТП и уровень ВЧ уменьшится и они будут с искажениями). Если есть 2-х канальный осцилл, то удобно на одном канале писать 400 Гц, а на другом 10кГц, и потом сравнивать уровни. Естественно сначала надо настроить канал воспроизведения по линейной АЧХ. Тут нужна калибровочная лента. У меня была АМРЕХ, интересно, сейчас можно найти такие? |
Часовой пояс GMT +4, время: 00:00. |
Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.