Технический форум

Технический форум (http://www.tehnari.ru/index.php)
-   Реставрация (http://www.tehnari.ru/forumdisplay.php?f=289)
-   -   Реставрация Яуза МП-221С-2 (http://www.tehnari.ru/showthread.php?t=248927)

Николай_С 22.09.2016 16:10

Реставрация Яуза МП-221С-2
 
Вложений: 2
Аппарат шел в придачу к ВЕГЕ-120-СТЕРЕО и, как я подозреваю, составлял домашний магнитофонный комплекс. Это магнитофон классом ниже и уже не является шедевральным. Внешний вид после отмывки:
Вложение 305425
Заглянем в кассетоприёмник:
Вложение 305426
Вот это удача! Монолитная универсальная головка Д810 почти не сточена. Очевидно, аппарат применялся исключительно для записи.
Пробуем включиться... А не тут то было! Разбираем и смотрим внутренности.
Из пассиков (для аппаратов II класса прямого привода не предусмотрено) в более-менее нормальном состоянии остался только один, идущий на магнит датчика автостопа. Ставим временную замену - резинку от денег. Пока ставил где-то коротнул и вылетел предохранитель по 13 В. Помимо предохранителя пришлось пропаять диодные мосты (холодная пайка). Аппарат ожил.
Но без нормальной резины его эксплуатировать нельзя. Будем искать.
Блокнот с более подробным техописанием будет тут.

Andrey 69 22.09.2016 16:16

Как успехи? Неплохой агрегат кстати. Призаписи не хватало ГСП правда иногда

Николай_С 22.09.2016 16:44

Какие теперь м.б. успехи?
Резину новую ищу. :)

Andrey 69 22.09.2016 17:00

На подмотку?Погляжу в загашниках

Николай_С 22.09.2016 17:04

Вложений: 1
Нет там пассиков на подмотку.
Вращение с двигателя на маховик тон-вала передается ленточным пассиком. Еще одна резинка стоит на пластмассовом ролике, который прижимается к маховику.
Вот фото ЛПМ:
Вложение 305434

Andrey 69 22.09.2016 17:06

Кхе...да в курсях. Я тудой от автомагнитолы захреначил когда то резинку. Албпайн по моему

Николай_С 22.09.2016 17:13

Совместимых резинок полно. Жаль что я все аналоги уже израсходовал. И монолитные магнитные головы закончились... Как бы не пришлось из двух аппаратов один собирать. ;)

Николай_С 22.09.2016 17:24

Вложений: 1
Кстати, вот фото каретки снизу.
Вложение 305435
Монолит ставили не на заводе, хотя работа по пересадке выполнена аккуратно. Об этом говорит и незаправленный в держатель жгут.

Технарь 22.09.2016 18:11

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2417045)
Резину новую ищу.

Обязательно новую?

Николай_С 22.09.2016 20:42

Не, не обязательно. Главное - не деструктированную (не "сопли" и не "камень").
Нашел на Авито продавца новой 100 х 4 х 0,4 хочет 200р. Чет я весь в раздумьях.

Технарь 22.09.2016 20:55

Ясно.
Я на авито продавца этого девайся нашел в НН, поэтому спросил...а ремкомлект не смог найти.

Николай_С 22.09.2016 21:56

Казбек, на Авито я тоже умею заходить. :)
Дело в том, что пассики в этих аппаратах дохнут первыми. Резина там на букву "Х".
У моего Маяка все резинки заводские не меняные, до сих пор живые.
К тому же, брать с Авито аппарат ради пассиков - это совсем неправильно. Тогда уж лучше взять Вегу 120 (122) за те же деньги на восстановление.

Технарь 22.09.2016 21:57

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2417130)
Казбек, на Авито я тоже умею заходить.

Ну...и ходи тогда....

Николай_С 22.09.2016 22:04

Да я и хожу. Только там все злые, денег хотят. Даже за б/у магнитные головки норовят стольник-другой получить. А кому они нужны? Я вот за так их раздаю тем кто попросит. Г... не жалко. :)

Николай_С 23.09.2016 16:41

Нашел два монолита, а это значит что Яуза спасена - буду восстанавливать.
Новые пассики обойдутся в 230 руб. Дороговато, но куда деваться...

Николай_С 24.09.2016 07:59

Детальный осмотр резинового покрытия ролика показал, что резина в хорошем состоянии, необходимо удалить только верхний задубевший слой. Бархатным напильником аккуратно снимаю лишнее. После примерки пришлось немного подровнять, т.к. в одном месте резинка была сильно сточена заевшим механизмом.
На заметку владельцам магнитофонов с непрямым приводом : время от времени необходимо вскрывать аппарат и проверять состояние резины. При необходимости удалять с её поверхности смазку и зачищать загрубевшие участки.
Из выявленных недостатков:
- весьма странно работает кнопка "пауза". Нажать её можно, (светодиод загоается, в режим входит), а вот отпустить - нет. Приходится передёргивать питание.
- восьмерка в старшем разряде счетчика ленты. Наверняка умерла ИМС счетчика.
Будем разбираться и менять.

Николай_С 26.09.2016 23:58

Кнопка "пауза" реализована на D-триггере К561ТМ2 (DD3.2 платы комбинированной) Его вход оказался подбитый. При стробирующем сигнале триггер всегда устанавливается в единицу. Эта ИМС у меня имеется, завтра поменяю. ИМС счетчика КР1534ИЕ1 (DD4 блока индикации) заказал в Чип&Дипе.
Пока разбирался с паузой, опять вылетел предохранитель по 13 Вольтам. На этот раз КЗ устойчивое и находится оно в блоке управления и индикации или плате памяти. Временно отключил их. Всё равно снимать переднюю панель для замены счетчика. За одно и с КЗ разберусь.

Николай_С 27.09.2016 14:17

Замена К561ТМ2 проблему решила.
Есть только одна тонкость - плата гетинаксовая и паять её нужно без перегрева, иначе поотваливаются дорожки. У меня всё получилось как надо.

Сергей Сергеич 10.10.2016 12:30

Николай , у меня радиотехника 7210 стоит точно такой же лпм ,при перемотке шестерёнки гремят , это у всех этих лпм такая болезнь ?

Николай_С 10.10.2016 12:51

Угу.
Разбирайте корпус, снимайте резинку с ролика (он там один такой) и обрабатывайте его напильником.
Только одна тонкость - установить резинку назад весьма непросто. Я пользовался зубоврачебным инструментом. Обругал всех конструкторов этого ЛПМ.

Сергей Сергеич 10.10.2016 12:53

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2421728)
Обругал всех конструкторов этого ЛПМ.

Я тоже обложил ма.... За подсказку спасибо , буду делать.

Николай_С 14.10.2016 19:03

Вложений: 2
Вот и пришла микруха с Чип-Дипа.
Начал снимать "морду" и ... СЮРПАРАЙЗ! Сдин из винтов последний раз был вкручен не по резьбе. Лицевую панель снимали до меня и загнали винт с нажимом так, что планка держателя, в котором нарезана резьба, погнулась. Проще оказалось снять панель вместе с планкой, а потом раскрутить. Винт - в мусорку.
Теперь стало понятно почему происходит коротыш на плате светодиодов.
Вложение 309089
Плата должна крепиться к панели наверху винтами, которых не было.
Вложение 309090
На плате индикатора при внимательном рассмотрении стала понятна причина выхода из строя ИМС счетчика - холодная пайка. ИМС заменил, поролоновую прокладку извлёк и посадил на двухсторонний скотч. Еще один сюрприз ожидал меня при сборке. Разъем XS2 имеет 6 контактов, а штекер - 5. Оказался последний контакт (корпус) не задействован.
Осталось только поставить родной пассик и магнитофон можно закрывать.

Mikrob1962 16.10.2016 19:56

Вложений: 1
На "Яузе" индикатор такой?

Николай_С 16.10.2016 19:58

Угу...........

Николай_С 18.10.2016 00:42

Сегодня собрал переднюю панель. До её установки на место нужно было еще смазать подшипник тон-вала и прижимного ролика.
Послушал шумы тракта воспроизведения. Что-то мне не очень всё это нравится - отчетливо слышен фон переменного тока 50 Гц, на максимальной громкости усилитель "звенит" - при малейшем щелчке отчетливо слышно его высокочастотное сопровождение. Не впечатлился я и от уровня шума, про который мне ни раз говорили "ценители" Яузы. При ближайшем рассмотрении, на МГ видны следы выработки.
Ладно, дождемся пассика и посмотрим аппарат на приборах.

VDJ Almaz 19.10.2016 00:11

Николай приветствую! Когда то, в конце прошлого века уже, было у меня на обслуживании более 100 шт таких Яуз 221 (в 3-х звукозаписях). Так вот, намучившись с настройкой их на запись (по уровню и по подмагничиванию), выяснил, что все эти расхваленные "монолиты 821" имеют такой бешеный разброс параметров, что нормально настроить о-о-очень проблемно! Не лучше и 810-е монолиты, стеклоферриты 012-е; 120-, 121-, 122-е сендасты (как и 810 и 821), (извиняюсь если что то в номерах напутал, давно это было). Однажды, в ожидании очередной партии новых головок (а их, сендасты эти "нестираемые", приходилось менять каждые полгода работы магнитофонов, т.е. примерно через 4.5 - 5 тыс. часов при круглосуточной работе!), по безысходности поставил японские головки Н3233 (насколько помню цыферки..), пермаллой, использовались в наших (рязанских) магнитофонах Русь 310с. Результат поразил!: повторяемость параметров отличная, частоту ГСП поднял с 75 - 95 кГц (у 810 и 821-х сендастов такой разброс был даже в одной головке между каналами) до 120 кГц. Пробная партия из 10 шт Н3233 проработала около года! А если учесть, что ценник у японца Н3233 был 30 руб (в нашем "Радиопрофи") против 80 руб у сендастов 810 - 821 (в тех еще, советских рублях), то я с радостью и облегчением отказался от заказанных сендастов. Аналогично поменял родные стирающие головы на японцы с той же Руси 310, с двойным зазором и остекленной поверхностью ферритового сердечника. Подошли также и прижимные ролики, они кстати, с латунной втулкой, такие как у твоей Яузы (родные там с пластиковой).
Кстати, так как Яузы пахали круглосуточно по 2-3 года и более, их приходилось обслуживать (чистка, смазка, подстройка-настройка и т.п.) каждые полгода, так вот, раз в год менял втулки подшипников ведущего тон-вала. Делал их сам, точнее растачивал из втулок прижимных роликов (как на фото): внешний диаметр точь-в-точь как у яузовских, а внутренний аккуратно сверлом 2.5 мм (если не ошибаюсь). Смазка - силикон ПМС200 или импоршную для аудио-видео, зелено-голубая такая. Хотя ПМС больше нравилась.
По движкам: опять же родные ДП (-какие то там) выкидывал и ставил японцев Мабуши (все с той же Русь 310), они уже со стабиком внутри. Для перемотки - они же с отключенным стабом. Ходили по 1-1.5 года. Японцы Санкио гораздо хуже, вибрация поболе, да и менять приходилось каждые полгода (изнашивались втулки чаще всего, реже щетки).
Извиняюсь за такое длинное словоблудие, надеюсь написал что-нить полезное. Если какие вопросы - спрашивайте, что помню - подскажу. Жаль, все мои неизрасходованные запасы головок-пассиков-движков где то есть в коробке на чердаке, но... нет времени искать.

VDJ Almaz 19.10.2016 00:28

Извиняюсь, немного неточно написал, а исправить не успел...
Цитата:

Сообщение от VDJ Almaz (Сообщение 2424799)
Результат поразил!: повторяемость параметров отличная, частоту ГСП поднял с 75 - 95 кГц (у 810 и 821-х сендастов такой разброс был даже в одной головке между каналами) до 120 кГц

Имел в виду разброс уровня подмагничивания не только у головок, но и между каналами одной головки. У Н3233 разброс минимальный, при смене головок подстройка подмагничивания в пределах 10%, в то время как у монолитов приходилось даже менять частоту ГСП, если регулировок не хватало.

VDJ Almaz 19.10.2016 00:41

Резинку ролика подмотки делал из сан-тех прокладок подходящего внутреннего диаметра, внешний стачивал надфилем: ролик крепил на длинном винте, винт в дрель и надфилем неспеша подгонял диаметр до нужного.
Еще совет: прижимной ролик нежелательно чистить спиртом, он сохнет и дубеет от этого. Я чистил механически, скальпелем (точнее самоделом из ножовочного полотна) при включенном ЛПМ. Но это надо приноровиться и очень осторожно!

VDJ Almaz 19.10.2016 00:51

Дабы избавиться от наводок от транса, его желательно заэкранировать. Некоторые спецы рекомендуют повернуть транс вокруг вертикальной оси на 45 град. Это я не пробовал, не было необходимости - на 2-х своих личных Яузах я заменил частично начинку, поставил УВ по схеме Н.Сухова (Радио 1987 г, номер не помню, вроде 9 и 10. В разделе "находки" на форуме выкладывал фото платы этого УВ) с его же схемой ШП. И там много чего еще намодернизировал. Но так до идеала не довел, продал Яузы и купил Вильмы 215. Но это уже другая история...

VDJ Almaz 19.10.2016 01:07

Нашел фото японских головок, прям так и продавались, с синими колпачками. Маленькие, те что по бокам, очень похожи на Н3233 http://verro.ru/img/9/8e/73/permallo...nov-l55624.jpg

Сергей Сергеич 19.10.2016 01:22

А что можно сказать про TC881CB , не нашёл ни каких данных.

Николай_С 19.10.2016 12:15

Ух ты как оживлённо стало...
VDJ Almaz, спасибо за интересные сведения.
Скажу сразу, что смысл реставрации не в том чтобы улучшить аппарат, изменив его схемотехнику, а в том, чтобы с небольшими доработками оставить старую. :)
На счет МГ - это я в курсе. Разброс по каналам при измерении индуктивности составляет 10%! (108 мГн в первом, 120 мГн во втором.) В моей Яузе износ МГ не сильно большой. Посмотрим на приборном контроле, если что - заменю (благо есть на что).
Про методику устранения фона я тоже в курсе. Кстати, в Веге МП-120С поворот силового трансформатора заложен конструктивно.
Я не собираюсь использовать этот магнитофон 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Поэтому износ механики (сейчас он небольшой - люфтов нигде нет) будет незначительным.

Меня вот какой вопрос интересует:
По какой технологии подбирается ток подмагничивания? На передней панели есть специальная ручка для его установки. Если можно, опишите её поподробнее.

Николай_С 19.10.2016 12:19

Вложений: 1
Цитата:

Сообщение от С.С.С (Сообщение 2424831)
А что можно сказать про TC881CB , не нашёл ни каких данных.

А чего про неё (МГ) говорить?
Вот она на фото:
Вложение 309941
А вот и продавец.

Сергей Сергеич 19.10.2016 20:33

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2424905)
А чего про неё (МГ) говорить

3 штуки валяются нужны характеристики .

Sinus 24.11.2016 10:58

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2424904)
Меня вот какой вопрос интересует: По какой технологии подбирается ток подмагничивания? На передней панели есть специальная ручка для его установки. Если можно, опишите её поподробнее.

От тока подмагничивания зависит АЧХ записи. При низком токе подмагничивания плохо пишутся низкие частоты и хорошо высокие. При большом токе подмагничивания - наоборот. Настройка заключается в поиске такого уровня тока подмагничивания, при котором уровень записи высоких и низких частот одинаков. Можно взять генератор, записывать попеременно тон-сигналы 100 Гц и 10 кГц при разных токах подмагничивания, определив таким образом оптимальный ток. Тестовые записи делаются при уровне примерно минус 10 дБ.

Я делал запись с вертушки, потом запускал вертушку заново, через 2-3 секунды запускал магнитофон и переключая селектор входа на усилителе в наушниках сравнивал звучание оригинала и записи. На кассетах ТДК, Басф и Сони записи на слух практически не отличались от оригинала. После всяких Вег, Маяков, Нот, я был шокирован качеством записи Яузы. Я даже представить себе не мог, что кассетник может настолько качественно записывать.


Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2417038)
Аппарат шел в придачу к ВЕГЕ-120-СТЕРЕО и, как я подозреваю, составлял домашний магнитофонный комплекс.

Видимо записи делались именно на Яузе. У импортных лент ток подмагничивания обычно значительно выше чем у отечественных, поэтому получить хотя бы мало-мальски приличную запись Вегой на импортной ленте невозможно.


Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2417038)
Это магнитофон классом ниже и уже не является шедевральным.

Как посмотреть. Если на циферки в паспорте, то да. А если делать записи и слушать их, то Вега даже близко не может сравниться с Яузой.

Николай_С 24.11.2016 13:07

Приехали стеклоферритки, вот ужо и послушаем...

Sinus 28.11.2016 20:28

Вложений: 4
Являясь счастливым обладателем Яузы МП 221-1С, внесу некоторые пояснения.

Первая Яуза-220 была снабжена японским лентопротяжным механизмом.
На смену ей пришла Яуза 221. Тоже с японским ЛПМ. Правда сведения об этой модели скудны и обрывочны.

Мне посчастливилось приобрести Яузу МП 221-1С.
В интернете можно прочитать множество историй, как новая модель Яузы была хуже предыдущей. Частично можно согласиться. В 221-1С уже стоит не японский ЛПМ, а его наша копия. Японский ЛПМ в Яузе 220 был далеко не лучшим в мире. А наша копия обросла дополнительными недостатками. Но даже наша копия справлялась с основной функцией протяжки ленты с приемлемым уровнем детонации не хуже импортных агрегатов с открытым трактом (один ведущий вал). В моем варианте установлена головка Монолит Д821, которая по основным показателям соответствует японской Н3331, устанавливаемой в первые модели. И тут хочется отметить электронику звукового тракта в 221-1С. Она построена на ОУ общего применения 553УД1А. В интернете можно прочитать много высказываний, что мол эта микросхема старая, сделана не по фен-шую, а вот серия 157 вся такая крутая, сделана специально для звука. Но исходя из личных впечатлений, сколько я не слушал аппаратов на 553УД1А, они всегда переигрывали по качеству звука, его чистоте, прозрачности и естественности у аппаратов выполненных на микросхемах 157-й серии. И Яуза МП 221-1С не стала исключением.

Следующая Яуза МП 221-2С вышла частично улучшенная (электронный счетчик, функция памяти), но были ухудшения в звуковом тракте. В частности упрощен усилитель воспроизведения.

Достал сегодня паспорт от своей Яузы и нашел там наброски для статьи в журнал Радио о доработках данного агрегата. Пока статья готовилась, развалился СССР и понеслось. В общем стало не до статей.

Доработки были следующими.
В магнитофоне не было индикации режимов перемотки, они добавлены. При нажатой кнопке "Пауза" не срабатывал автостоп при перемотке, исправлено.
Добавлена функция автоматического включения режима воспроизведения после перемотки кассеты к началу записи. Если нужно просто перемотать кассету к началу, достаточно включить при перемотке "Паузу". Режим воспроизведения по окончании перемотки включится, но будет стоять на паузе.

Наброски статьи с пояснениями и схемами выкладываю. Авось кому пригодиться. Схемы печатной платы нет, была нарисована на миллиметровке и канула в лету. Вскрывать аппарат для фотографирования платы не буду.

Вложение 318580
Вложение 318581
Вложение 318582
Вложение 318583

Николай_С 28.11.2016 20:51

Интересно услышать мнение специалиста по данному типу магнитофонов.
Схемные доработки попробую реализовать, а вот УВ на ней точно менять не стану. Пусть остается в первозданном виде. Даже МГ на стеклоферрит пока менять не буду.
Рассматриваю возможность замены ЛПМ на что-нибудь более стоящее и с минимальными доработками. Если получится, подумаю на счет МГ.

Sinus 29.11.2016 10:09

В посте №37 "опечатка". По запарке неправильно указал тип ОУ. Конечно там 553УД2, а не 553УД1А.

VDJ Almaz 04.12.2016 00:10

Ручка подмагничивания на морде это для подстройки под конкретные ленты, понятно , что не типы - 1, 2, 3 и 4, а к примеру TDK, Sony, BASF нормально пишутся при среднем положении, а Maxell требует побольше ток (при среднем ВЧ больше получаются), JVC и особенно всякие советские МК наоборот нужен меньше ТП (ВЧ надо поднять). Я настраивал ТП на TDK (всех типов) как наиболее ровные по запросам ТП.
ТП устанавливается при уровне -20 dB по равномерности записи всего диапазона 20-20кГц. Но сначала пишем синус 400 или 1кгц по уровню 0dB и ТП крутим до получения максимального уровня записи (на плате ГСП. Ручка на морде в среднем положении). Далее уменьшаем уровень до -20 dB и пишем синус 400 и 10к. Подстраиваем ТП до получения одинакового выхода. Прогоняем весь диапазон 20-20кгц, корректируем по наиболее ровной АЧХ в диапазоне 40-16к. Далее можно проверить как влияет передняя ручка на АЧХ при уровнях записи -10 и 0dB, и подстраивать под желательный характер звука в зависимости от звукоматериала: например для симфонической музыки нормально будет среднее положение, а для попсы с большим количеством закомпрессированных ВЧ лучше уменьшить ТП (ВЧ в музыке тоже будут влиять как ТП и уровень ВЧ уменьшится и они будут с искажениями).
Если есть 2-х канальный осцилл, то удобно на одном канале писать 400 Гц, а на другом 10кГц, и потом сравнивать уровни.
Естественно сначала надо настроить канал воспроизведения по линейной АЧХ. Тут нужна калибровочная лента. У меня была АМРЕХ, интересно, сейчас можно найти такие?


Часовой пояс GMT +4, время: 06:54.

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2021, Jelsoft Enterprises Ltd.