09.01.2022, 10:42 | #11 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
09.01.2022, 10:42 | |
Helpmaster
Member
Регистрация: 08.03.2016
Сообщений: 0
|
Поищите информативные ответы в похожих темах Авиационно-морская поисково-спасательная система Ан-225"Мрия"/"Орленок". Зенитно-ракетный комплекс С-125 "Нева" |
09.01.2022, 11:12 | #12 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
Когда возможности колесных вездеходов оказывались исчерпанными, то финальный отрезок пути до приземлившегося экипажа выпадал на долю шнекороторного снегоболотохода. К концу 1970-х в СКБ Грачёва был большой опыт построения этих уникальных машин. В середине 1960-х был разработан 8-местный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-4904. В теории такая техника была способна забрать с места посадки экипаж и даже утащить за собой посадочный модуль. Но что делать, когда шнекоротор доберется до твердой поверхности, двигаться по которой не умеет? Снова вызывать вертолет? А если нелетная погода? Или подгонять огромный прицеп, который еще нужно как-то доставить? Подобные схемы выглядели тяжеловесными, как и сам ЗИЛ-4904. Но идея применения "шнека" была рождена другим драматичным эпизодом с космонавтами: однажды спускаемый модуль кк «Союз» упал в замерзшее озеро, пробив лед, при этом выходной люк оказался под водой. Тонкий ломающийся лед представлял проблему для любого известного на тот момент вездехода, и люди едва не погибли. Поэтому работы по "шнеку" в СКБ не останавливались. Как и в случае с колесными поисковыми вездеходами, конструкторы отказались от гигантомании и вместо огромного и сложного для транспортировки шнекохода ЗИЛ-4904 создали его уменьшенную копию — ЗИЛ-2906 (после модернизации — ЗИЛ-29061).
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
09.01.2022, 11:46 | #13 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
ЗИЛ-29061 имел шнекороторные (как еще говорят, "роторно-винтовые") движители, которые приводились во вращение с помощью пары двигателей ВАЗ мощностью 70 л.с. каждый через две основные коробки передач, связанные с двумя вспомогательными КПП и бортовыми редукторами через две карданные передачи. Управляя вращением винтов-шнеков, водитель мог заставить машину двигаться в любом направлении — вперед, назад, вбок, поворачивать по дуге или разворачиваться на месте. Винты-шнеки были сделаны из прочнейшего и легкого алюминиевого сплава, алюминиевым был и корпус, в котором размещались агрегаты. Борта и кабина — из стеклопластика. ЗИЛ-29061 мог преодолевать 30-процентные подъемы, засыпанные метровым снегом, перемещаться по заросшим озерам, болотам и непролазному лесному бурелому. Мог развить скорость порядка 25 км/ч и имел запас хода на 4 часа. То есть, к примеру, по снегу мог преодолеть порядка 100 километров.
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
09.01.2022, 11:56 | #14 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
Таким образом, был создан "Комплекс-490", в который вошли три машины — пара маневренных колесных вездеходов и легкий "шнек". Все три единицы комплекса были оснащены новейшим радиолокационным оборудованием и могли осуществлять постоянную связь между собой, наземной базой, транспортным самолетом и приземлившимся экипажем. Комплекс обеспечивал стопроцентное обнаружение места посадки и позволял добраться к нему, где бы оно не находилось. А свое название "Синяя птица" комплекс получил в силу того, что все вездеходы в СКБ Грачёва красили в яркие цвета, чтобы их лучше было видно на местности. Для "Комплекса-490" выбрали синий, ну а "птица" в названии появилась, очевидно, в силу небесно-космической тематики... В 1981 году машины "Синей птицы" поступили на вооружение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы ЕГАСПАС СССР, но Грачёв до этого момента, увы, не дожил. По некоторым свидетельствам, в 1978 году ходе очередной планерки он закрасил карандашом на календаре последнюю неделю декабря и после небольшой паузы пояснил: "Дальше будете работать без меня". Виталий Андреевич Грачёв, человек, который умел рассчитать всё, скончался 26 декабря 1978 года в своей московской квартире в возрасте 75 лет... В течение следующих десяти лет, до развала Союза, СКБ успело изготовить 12 "кранов", 14 "салонов" и 5 компактных шнекоходов.
Любопытно, что цель, ради которой создавалась "Синяя птица", со временем по большому счету перестала существовать: автоматика космических кораблей стала надежнее, "прицел" спускаемых модулей точнее, и по прямому назначению "Комплекс-490" максимума своих возможностей так ни разу и не показал. Тем не менее эти машины оказались отлично приспособленными для более "приземленных" задач — их ныне задействуют в спасательных операциях, нефтедобыче, сельском хозяйстве, рыболовецком промысле. На этом историческая справка заканчивается, а далее он-лайн пойдет изложение процесса сборки моделей.
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
09.01.2022, 18:38 | #15 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
До начала сборки продемонстрирую найденные в сети рендеры компьютерной графики данных моделей. По ним уже видно, что качество литья и соответствие модели оригиналу на высоте. А ведь есть еще и внутренняя начинка кабин и салона.
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
Ads | |
Member
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
|
10.01.2022, 09:09 | #16 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
Праздничные каникулы закончились и для большинства россиян начались трудовые будни, хотя у меня каждый день выходной. Но впереди еще Старый Новый Год и Новый Год по восточному календарю ( а у нас в республике Бурятия его празднуют и даже день Нового года объявлен нерабочим).Но как бы то ни было, приступаю к сборке модели. Сборку начинаю с самой маленькой коробочки от фирмы F-miniatures с моделью поисково-спасательного автомобиля, шнекороторного снего-болотохода ЗиЛ-29061.Коробочка то маленькая, а вот содержит в себе 24 смоляные литые детали автомобиля, 2 литника из прозрачной смолы с осветительными приборами, плату фотоэчета, прозрачную пленку с контурами остекления кабины, декаль и красочную инструкцию по сборке модели.И все это тщательно упаковано в ячейки вырубленные в поролоне, а не свалено в кучу в пакетик.
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
10.01.2022, 09:26 | #17 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
Начинаем с комплектования групп сборок, отделения от литников и частичного склеивания деталей.
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
10.01.2022, 09:31 | #18 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
После чего корпус машины собран воедино "на живульку", т.е. без применения клея.
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
11.01.2022, 08:10 | #19 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
Продолжена сборка днища корпуса, наклеены элементы, защищающие узлы крепления шнеков в передней части корпуса. Шнеки установлены на днище пока "на живульку", поскольку надо будет производить раздельную покраску днища и шнеков, а уж затем собирать их на клею.
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
11.01.2022, 08:14 | #20 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
|
В корпусе кабины при помощи модельного ножа прорезаны оконные проемы и проем люка на крыше. После чего произведена установка люка и тентового покрытия пассажирского отделения машины.
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного... |
Ads | |
Member
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
|
|
|