Технический форум
Вернуться   Технический форум > Электроника, самоделки и техника > Форум по самоделкам > Технологии


Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 13.12.2020, 20:21   #1 (permalink)
Alexey_B80
Новичок
 
Регистрация: 13.12.2020
Сообщений: 2
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 10
По умолчанию Платиновый катализатор беспламенного горения

.есть возможность изготавливать недорогие платиновые катализаторы беспламенного горения: платинированный асбест/керамическая вата и др. носители.
Вопрос : интересно ли это кому-нибудь?

для тех, кто не в курсе:
-=взято из википедии=-
Основным элементом каталитической горелки является катализатор. Газообразное горючее пропускается через раскаленный проницаемый катализатор обладающий большой поверхностью покрытой специальным составом/веществом - катализатором. Для хорошей работы каталитической горелки необходимо, чтобы поверхность контакта катализатора с поступающим в него горючим была как можно больше. В качестве горючего обычно применяется смесь окислителя и топлива. Окислителем чаще всего является воздух, а топливом горючий газ или пары горючей жидкости. Раскаленный катализатор способствует быстрому и устойчивому протеканию химических реакций превращения горючего в продукты сгорания. Благодаря катализатору основная часть химических реакций горения происходит в непосредственной близости и/или на поверхности катализатора. В результате этого у каталитической горелки может практически отсутствовать открытое пламя. Высокая температура катализатора поддерживается за счет выделяющейся теплоты химических реакций протекающих на его поверхности или вблизи неё. Для обеспечения проницаемости, катализатора газовой смесью он изготавливается из волокнистого материала либо в виде сеток/решеток. Химически активным веществом катализатора обычно является платина или оксид кобальта или хрома[1]. Для удешевления катализатора и обеспечения его прочности механической основа катализатора может выполняться из материала не являющегося химическим катализатором - керамики, стали. В этом случае тонким слоем активного вещества катализатора покрывается только поверхность механической основы. Для запуска каталитической горелки необходимо предварительно разогреть катализатор до его рабочей температуры. Разогрев обычно делается с использованием постороннего источника тепла либо используется саморазогрев в режиме "обычного" пламенного горения (если при горении не образуется копоть).

Для каталитической горелки нежелательно использовать горючее содержащее посторонние примеси или дающее при сгорании твёрдые частицы, так как в результате поверхность катализатора может быстро загрязниться (явление называется «отравление катализатора»), что скажется на её эффективности. Повысить эффективность засорившегося катализатора зачастую можно путём его прокаливания на некоптящем (газовом) пламени или в муфельной печи. Распространённым топливом для каталитической горелки служат пропан-бутановые смеси либо жидкие топлива — бензины высшей степени очистки (бензин для зажигалок или некоторые сорта нефрасов: C2-80/120 («Калоша») или С3-80/120).

Область применения[править | править код]​
В начале 20-го века каталитические горелки применялись в медицине и в быту для обеззараживания воздуха в помещениях. В настоящее время похожие горелки применяют в быту с целью ароматизации помещений. Также горелки использовались в первую мировую войну для индивидуального обогрева бойцов в полевых условиях.


Грелка каталитическая ГК-1. Со снятой крышкой. Виден каталитический патрон
В настоящее время достаточное распространение получили грелки для индивидуального обогрева человека в туристическом походе, на рыбалке, охоте, в условиях, связанных с работой на улице, на зимних видах спорта и так далее. Советской промышленностью выпускалась грелка бензиновая каталитическая ГК-1, которая при полной заправке могла вырабатывать тепло в течение 8—14 часов с температурой до 60 °C, то есть на уровне болевого порога.


Инфракрасная газовая печка с пористыми матрицами в качестве нагревательных элементов
Более мощные горелки применяются для обогрева помещений, приготовления пищи, в зимнее время для предпускового подогрева двигателей внутреннего сгорания. Отсутствие открытого пламени по сравнению с обычными диффузионными горелками обеспечивает большую безопасность и удобство эксплуатации. В некоторых случаях малая заметность пламени (скрытность) также является важным преимуществом каталитических горелок.
-=взято из википедии=-

на грязном топливе (особенно загрязненном соединениями серы) он достаточно быстро забьется, но восстанавливается он элементарно: прокаливается на газовой горелке (можно просто в огне газовой плиты) и еще горячим опускается в спирт.
эти катализаторы отлично работают и на изопропиловом спирте, причем от спирта не требуется высокой чистоты, он дешев
и весьма доступен (к вопросу о незамерзайке). уверен что еще много видов топлива можно подобрать к нему.

я не упомянул о еще одном его свойстве: при внесении катализатора в струю водорода с доступом воздуха - от практически моментально разогревается до очень высоких температур (в этой реакции водород и кислород соединяясь, в присутствии катализатора - образуют воду. реакция запускается без предварительного подогрева К., достаточно просто направить струю водорода на К.) такие устройства будут, конечно, технически сложнее простого К. обогревателя, но способны давать намного более высокую температуру и КПД. ..водород можно получать очень просто и способов есть немало..

сам катализатор по себестоимости совсем не дорог. в продаже я его не нашел, как ни искал.
считаю, что вещь имеет потенциал, если приложить голову и включить предпринимательскую жилку ))))
Alexey_B80 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.12.2020, 20:33   #2 (permalink)
prima
Member
 
Регистрация: 31.08.2015
Сообщений: 19,429
Сказал(а) спасибо: 283
Поблагодарили 213 раз(а) в 96 сообщениях
Репутация: 80884
По умолчанию

Они продавались в СССР в туристических магазинах. Некоторые знакомые брали на рыбалку, но большинство предпочитали обычные парафиновые свечи и палатку
__________________
Пожалуйста не предлагайте мне дружбу. Не хочу отказывать, но у меня другие понятия, поэтому просто не отвечу.
prima вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.12.2020, 22:28   #3 (permalink)
derba
Member
 
Аватар для derba
 
Регистрация: 19.07.2017
Адрес: Украииа
Сообщений: 3,599
Сказал(а) спасибо: 50
Поблагодарили 5 раз(а) в 3 сообщениях
Репутация: 23905
По умолчанию

Не практично, любое топливо для каталитической горелки или дорого, или, например газ, в который добавляют соединения серы, быстро травит катализатор. Да и стоимость платины довольно велика. А платинированный асбест содержит до 10% платины. Делают его так: материал вмокают в раствор соли платины, высушивают, затем пропускают водород, соль восстанавливается до металла. При меньшем содержании платины катализатор быстро теряет свои свойства.
Соединения платины, кстати, очень ядовиты. От них отказывает печень. Я как то месяц лежал в больнице с токсическим гепатитом, просеивали платино - родиевый катализатор, на алюмогели. И вдохнул чуть - чуть, была еще не восстановленная соль.
derba вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.12.2020, 14:10   #4 (permalink)
Alexey_B80
Новичок
 
Регистрация: 13.12.2020
Сообщений: 2
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 10
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от derba Посмотреть сообщение
Не практично, любое топливо для каталитической горелки или дорого, или, например газ, в который добавляют соединения серы, быстро травит катализатор. Да и стоимость платины довольно велика. А платинированный асбест содержит до 10% платины. Делают его так: материал вмокают в раствор соли платины, высушивают, затем пропускают водород, соль восстанавливается до металла. При меньшем содержании платины катализатор быстро теряет свои свойства.
Соединения платины, кстати, очень ядовиты. От них отказывает печень. Я как то месяц лежал в больнице с токсическим гепатитом, просеивали платино - родиевый катализатор, на алюмогели. И вдохнул чуть - чуть, была еще не восстановленная соль.
в качестве топлива хорошо подходит изопропиловый спирт - он недорог, не токсичен, не отравляет катализатор и при сгорании на катализаторе не дает вообще никаких запахов, к тому же можно еще много видов топлива подобрать.
сколько я не жег газ на катализаторах - ни разу ни одного случая отравления K. не было.
даже отравленный К. легко восстанавливается (если это не асбест):
прокаливается в пламени газовой горелки (или даже кухонной плиты) и
сразу промывается в спирте. К. нанесенный на нормальный носитель (каолиновая, базальтовая вата и пр.) выдерживают очень много таких циклов. на практике отравление К. - не частое явление, если совсем уж грязное топливо не использовать..
расход платины на К. беспламенного горения очень низкий, может в К. для различных хим. синтезов используется большее кол-во Pt, но в данном случае этого не требуется (все это проверенно мною на практике).
содержание каких-либо соединений Pt на наших готовых катализаторах - исключено, у нас несколько другая технология производства, чем та, которую вы описали.
то, что я предлагаю - это недорогие и долговечные катализаторы. в продаже за адекватные деньги есть только карманного масштаба К.,
многие очень сомнительного качества..

я считаю что эта вещь имеет некоторый потенциал и хотел бы найти людей, которые на этой основе изобрели чего-нибудь дельное, а я бы им эту основу дал
Alexey_B80 вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.12.2020, 14:31   #5 (permalink)
prima
Member
 
Регистрация: 31.08.2015
Сообщений: 19,429
Сказал(а) спасибо: 283
Поблагодарили 213 раз(а) в 96 сообщениях
Репутация: 80884
По умолчанию

Ну составь хоть эскиз бизнес-плана.
По упомянутым мною грелкам - не помню расход бензина, а две свечки по 18 копеек на 4 часа, и полная палатка, а не ладошки.
__________________
Пожалуйста не предлагайте мне дружбу. Не хочу отказывать, но у меня другие понятия, поэтому просто не отвечу.
prima вне форума   Ответить с цитированием
Ads

Яндекс

Member
 
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
Старый 14.12.2020, 17:34   #6 (permalink)
Николай_С
Радиоинженер
 
Аватар для Николай_С
 
Регистрация: 25.09.2012
Адрес: г.Дзержинск Нижегородской обл.
Сообщений: 25,300
Записей в дневнике: 7
Сказал(а) спасибо: 292
Поблагодарили 219 раз(а) в 70 сообщениях
Репутация: 110185
По умолчанию

Тут, как бы, нет открытого пламени, потому, типа, безопасно. Зато дюже вонюче, сложно в запуске и требует постоянного долива топлива.

Год назад озаботился поиском грелки в плалатку на ночь. Рассматривалось 4 варианта:
- грелка на основе тлеющего угля, слеенного жидким стеклом;
- печка-щепочница;
- термопакеты на основе экзотермической химической реакции;
- китайская каталитическая грелка.
Окончательный выбор был сделан в пользу китайского металлического термоса. Перед сном кипятим воду, заливаем в термос. Т.к. термос неидеален, наружная стенка термоса выделяет тепло, достаточное для подогрева ног, завёрнутых в рюкзак вместе с термосом. Всё просо, надёжно, безопасно и экологично! А ещё термос можно использовать по прямому назначению.

Последний раз редактировалось Николай_С; 14.12.2020 в 17:39
Николай_С вне форума   Ответить с цитированием
Старый 14.12.2020, 23:15   #7 (permalink)
кочевник
Member
 
Аватар для кочевник
 
Регистрация: 06.02.2011
Сообщений: 16,508
Сказал(а) спасибо: 1,116
Поблагодарили 1,940 раз(а) в 329 сообщениях
Репутация: 151418
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Alexey_B80 Посмотреть сообщение
платинированный асбест/керамическая вата и др. носители.
Примерная стоимость известна?
кочевник вне форума   Ответить с цитированием
Старый 28.12.2020, 17:26   #8 (permalink)
derba
Member
 
Аватар для derba
 
Регистрация: 19.07.2017
Адрес: Украииа
Сообщений: 3,599
Сказал(а) спасибо: 50
Поблагодарили 5 раз(а) в 3 сообщениях
Репутация: 23905
По умолчанию

Цитата:
Сообщение от Alexey_B80 Посмотреть сообщение
в качестве топлива хорошо подходит изопропиловый спирт - он недорог, не токсичен, не отравляет катализатор и при сгорании на катализаторе не дает вообще никаких запахов, к тому же можно еще много видов топлива подобрать.
Изопропиловый спирт, у нас он стоит 80 грн литр, или 3 доллара за литр, а еще стоимость тары. Это не так то и дешево. А учитывая, что энергии выделяется 34,1 мдж/кг, что в 1,5 раза меньше, чем у бензина, то не так то и дешевое топливо.
Кстати, изопропиловый спирт обладает токсичностью, посмотрите в Википедии, там даже есть ЛД50 (летальная доза, когда 50% умирает, а 50% выживают).
Миниатюры
2-1-.png  
derba вне форума   Ответить с цитированием
Ads

Яндекс

Member
 
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Выкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.




Часовой пояс GMT +4, время: 17:13.

Powered by vBulletin® Version 6.2.5.
Copyright ©2000 - 2014, Jelsoft Enterprises Ltd.