Ничтоже сумняшеся
Запись от Abell размещена 09.05.2017 в 01:03
Вместо эпиграфа. В далеком уже детстве довелось мне почитать произведения великого русского писателя - Николая Семеновича Лескова. В одном рассказе я наткнулся на словосочетание "ничтоже сумняшеся", очень меня рассмешившее и потому запомнившееся надолго.
В моей мастерской ремонтируется различная электронная техника, часто попадаются довольно смешные экземпляры. При осмотре обязательно делается фото. Далее - слегка глумливый, но абсолютно правдивый рассказ с картинками о двух таких аппаратах, практически одновременно поступивших в ремонт.
1. Пуско-зарядное устройство (ПЗУ) "ТЕМП-50". Пользователь устройства некоторое время применял его по назначению на полудохлом аккумуляторе, но вдруг что-то пошло не так, а конкретно - дымок из переключателя напряжения и амперметра, после попытки завести автомобиль с подключенным в режиме заряда на 24 Вольт (!) ПЗУ. Пользователь снял с переключателя клеммы и замкнул между собой, надеясь оживить аппарат - но это привело лишь к скоропостижной кончине предохранителя. После трехкратной замены и "жучкования" предохранителей перспектива самостоятельного - быстрого и дешевого - ремонта стала настолько туманной, что аппарат был наконец-то отвезен в мастерскую.
Интересно, что покупалось это устройство в Украине, но производителем указан г.Челябинск, Россия. Подтвердить или опровергнуть не могу, да и ладно.
Корпус железный, довольно толстый, лицевая панель на фото. Амперметр на 50 Ампер, переключатель режимов "заряд-пуск" с забавной пиктограммой пристроившегося к автомобилю сзади человечка, переключатель уровня зарядного тока "мин-макс", предохранитель на 10 Ампер и переключатель напряжения " 12-24 Вольт". Ниже амперметра - плавкая вставка на 50 Ампер, в середине табличка с как-бы "техническими характеристиками".
Странно, думал я, почему бы вдруг вышел из строя переключатель? Ведь наверняка неглупые люди мучались, разрабатывали это полезное устройство, рассчитывали, подбирали качественные комплектующие.
Приступаем к осмотру. Дежурный радиомеханик открывает крышку, смотрим на потроха. Переключатели "заряд-пуск" и "мин-макс" коммутируют отводы первичной обмотки. А вот вторичные обмотки, где, кроме зарядного, гуляет еще и указанный на табличке пусковой ток, в размере 130 Ампер - производитель решил коммутировать переключателем на 20 Ампер.
Смотрим дальше. Толстенькие алюминиевые провода вторичных обмоток как-бы опрессованы в контакты 6,3.
Переключатели такие, в общем-то, на складе есть - но я пока морально не готов использовать их в качестве одноразовых камикадзе, поэтому подключаем только одну обмотку, на 12 Вольт, соединяя провода мощным клеммником. Во избежание, так сказать.
Идем дальше. Из пластмассового корпуса амперметра торчат две резьбовые шпильки диаметром 2,5 миллиметра. К ним прикручены силовые провода и кусочек проволоки, выдающий себя за шунт. Станиславский бы сказал свое знаменитое "не верю!".
Вот, кстати, диодный мост. Такой мощный. На 100 китайских Ампер. Он выжил. А ведь производителем в брехливой табличке указан пусковой ток 130 Ампер. Кто-то врет? Как я понимаю Станиславского.
Вроде бы все соединено и от души затянуто. Меняем плавкую вставку на 50 Ампер. Переходим к предохранителю - деинсталлируем "жучка", ставим нормальный. Крепление колодки облито термоклеем - видимо, производитель почему-то предполагал частую замену последнего рубежа обороны.
Ну все, устанавливаем на стенд, эквивалент нагрузки на 30 Ампер, тест-прогон 2 часа. Рассказываем о реальных возможностях аппарата, выдаем под клятвенное обещание клиента "больше так не делать". Почему-то опять вспоминается Станиславский.
2. Второй пациент. На этот раз не ПЗУ, а ЗПУ. Безымянное зарядно-пусковое устройство из города Тамбов. У этой железяки вонючий дымок пошел только из амперметра. Пользователь не стал испытывать благорасположение судьбы и сразу отнес аппарат в мастерскую. Вскрывали, делали и выдавали уже без меня, фото просмотрел только вечером, поэтому подоробностей мало, но есть на что обратить внимание.
Строгая морда лица.
Два одинаковых трансформатора, соединенные параллельно. Клеммник, соединяющий вторичные обмотки, расплавился.
Китайские диодные мосты, очень мощные. Тоже соединены параллельно, по фэншую.
Токовый шунт стыдливо спрятан внутрь амперметра.
Слезы жалости появляются при взгляде на изолирующие шайбы выходных клемм - они сделаны из пластмассовых обрезков. Что-то легкоплавкое.
Вот, собственно, и все. Немного старческого брюзжания напоследок, вместо эпилога. Оба аппарата, хоть и совершенно разные по конструкции и начинке, имеют общую черту - они сделаны "ничтоже сумняшеся". Ремонтировать подобные устройства нет совершенно никакого желания и неинтересно, да они зачастую и неремонтопригодны.
Схемотехника многих, порой довольно сложных электронных устройств, наводит на мысль, что их разрабатывали студенты третьего курса в бесплатном симуляторе, без каких-либо ОКР или хотя бы макетирования. Не всегда оправданые высокая степень интеграции электронных схем, плотность монтажа, применяемые компаунды и пресловутые безсвинцовые технологии - вынуждают все чаще отказываться от компонентного ремонта, прибегая к блочной замене "шила на мыло".
Мне все сложнее поддерживать интерес к ремонту электроники у молодых радиомехаников. Помогают пока нестандартные, творческие задачи, изредка - ремонт старых аппаратов советского периода. Но, похоже, пора уже что-то менять
В моей мастерской ремонтируется различная электронная техника, часто попадаются довольно смешные экземпляры. При осмотре обязательно делается фото. Далее - слегка глумливый, но абсолютно правдивый рассказ с картинками о двух таких аппаратах, практически одновременно поступивших в ремонт.
1. Пуско-зарядное устройство (ПЗУ) "ТЕМП-50". Пользователь устройства некоторое время применял его по назначению на полудохлом аккумуляторе, но вдруг что-то пошло не так, а конкретно - дымок из переключателя напряжения и амперметра, после попытки завести автомобиль с подключенным в режиме заряда на 24 Вольт (!) ПЗУ. Пользователь снял с переключателя клеммы и замкнул между собой, надеясь оживить аппарат - но это привело лишь к скоропостижной кончине предохранителя. После трехкратной замены и "жучкования" предохранителей перспектива самостоятельного - быстрого и дешевого - ремонта стала настолько туманной, что аппарат был наконец-то отвезен в мастерскую.
Интересно, что покупалось это устройство в Украине, но производителем указан г.Челябинск, Россия. Подтвердить или опровергнуть не могу, да и ладно.
Корпус железный, довольно толстый, лицевая панель на фото. Амперметр на 50 Ампер, переключатель режимов "заряд-пуск" с забавной пиктограммой пристроившегося к автомобилю сзади человечка, переключатель уровня зарядного тока "мин-макс", предохранитель на 10 Ампер и переключатель напряжения " 12-24 Вольт". Ниже амперметра - плавкая вставка на 50 Ампер, в середине табличка с как-бы "техническими характеристиками".
Странно, думал я, почему бы вдруг вышел из строя переключатель? Ведь наверняка неглупые люди мучались, разрабатывали это полезное устройство, рассчитывали, подбирали качественные комплектующие.
Приступаем к осмотру. Дежурный радиомеханик открывает крышку, смотрим на потроха. Переключатели "заряд-пуск" и "мин-макс" коммутируют отводы первичной обмотки. А вот вторичные обмотки, где, кроме зарядного, гуляет еще и указанный на табличке пусковой ток, в размере 130 Ампер - производитель решил коммутировать переключателем на 20 Ампер.
Смотрим дальше. Толстенькие алюминиевые провода вторичных обмоток как-бы опрессованы в контакты 6,3.
Переключатели такие, в общем-то, на складе есть - но я пока морально не готов использовать их в качестве одноразовых камикадзе, поэтому подключаем только одну обмотку, на 12 Вольт, соединяя провода мощным клеммником. Во избежание, так сказать.
Идем дальше. Из пластмассового корпуса амперметра торчат две резьбовые шпильки диаметром 2,5 миллиметра. К ним прикручены силовые провода и кусочек проволоки, выдающий себя за шунт. Станиславский бы сказал свое знаменитое "не верю!".
Вот, кстати, диодный мост. Такой мощный. На 100 китайских Ампер. Он выжил. А ведь производителем в брехливой табличке указан пусковой ток 130 Ампер. Кто-то врет? Как я понимаю Станиславского.
Вроде бы все соединено и от души затянуто. Меняем плавкую вставку на 50 Ампер. Переходим к предохранителю - деинсталлируем "жучка", ставим нормальный. Крепление колодки облито термоклеем - видимо, производитель почему-то предполагал частую замену последнего рубежа обороны.
Ну все, устанавливаем на стенд, эквивалент нагрузки на 30 Ампер, тест-прогон 2 часа. Рассказываем о реальных возможностях аппарата, выдаем под клятвенное обещание клиента "больше так не делать". Почему-то опять вспоминается Станиславский.
2. Второй пациент. На этот раз не ПЗУ, а ЗПУ. Безымянное зарядно-пусковое устройство из города Тамбов. У этой железяки вонючий дымок пошел только из амперметра. Пользователь не стал испытывать благорасположение судьбы и сразу отнес аппарат в мастерскую. Вскрывали, делали и выдавали уже без меня, фото просмотрел только вечером, поэтому подоробностей мало, но есть на что обратить внимание.
Строгая морда лица.
Два одинаковых трансформатора, соединенные параллельно. Клеммник, соединяющий вторичные обмотки, расплавился.
Китайские диодные мосты, очень мощные. Тоже соединены параллельно, по фэншую.
Токовый шунт стыдливо спрятан внутрь амперметра.
Слезы жалости появляются при взгляде на изолирующие шайбы выходных клемм - они сделаны из пластмассовых обрезков. Что-то легкоплавкое.
Вот, собственно, и все. Немного старческого брюзжания напоследок, вместо эпилога. Оба аппарата, хоть и совершенно разные по конструкции и начинке, имеют общую черту - они сделаны "ничтоже сумняшеся". Ремонтировать подобные устройства нет совершенно никакого желания и неинтересно, да они зачастую и неремонтопригодны.
Схемотехника многих, порой довольно сложных электронных устройств, наводит на мысль, что их разрабатывали студенты третьего курса в бесплатном симуляторе, без каких-либо ОКР или хотя бы макетирования. Не всегда оправданые высокая степень интеграции электронных схем, плотность монтажа, применяемые компаунды и пресловутые безсвинцовые технологии - вынуждают все чаще отказываться от компонентного ремонта, прибегая к блочной замене "шила на мыло".
Мне все сложнее поддерживать интерес к ремонту электроники у молодых радиомехаников. Помогают пока нестандартные, творческие задачи, изредка - ремонт старых аппаратов советского периода. Но, похоже, пора уже что-то менять
Всего комментариев 0