Технический форум
Вернуться   Технический форум > Дневники > Николай_С


Оценить эту запись

Мастера по ремонту РЭА – кто они?

Запись от Николай_С размещена 20.09.2013 в 19:41
Обновил(-а) Николай_С 20.09.2013 в 19:58

От автора: Вот уж никак не предполагал, что желание писать статьи проявится в этом возрасте… Мне, на момент написания этой статьи, 45 лет, занимаюсь электроникой с 15 лет. Образование высшее профильное: инженер-конструктор-технолог радиоэлектронной аппаратуры (РЭА). Успел поработать в конструкторском отделе при опытном заводе, который выпускал электронику для оборонки (еще до перестройки), в АСУПах крупных предприятий нашего города химиков. Во время перестройки и всеобщего развала, работал техническим специалистом в частном бизнесе. Даже в Госстатистике удалось поработать, хоть и не долго. На данный момент времени имею свой собственный СЦ и занимаюсь системным сопровождением вычислительной техники предприятий малого бизнеса и некоторых бюджетных предприятий нашего города. За время своей трудовой деятельности успел познакомиться с многими предприятиями нашего города, принципами организации и управления техническими службами, ну и самое ценное – с людьми. Примеры, которые рассмотрены в данной статье, взяты, в основном, из собственного опыта и имеют реальное жизненное происхождение. Цель данной работы: сориентировать начинающего свой жизненный путь молодого человека (девушку) и уберечь от «типовых ошибок» в случае выбора данного рода занятий.

«Мастер» - общее понятие


Немного истории. Если вспомнить историю социального уклада и развития общества, то понятие «мастер» появилось в самом начале, когда началось расслоение общества на классы. Класс мастеров и ремесленников всегда был выделен отдельно от остальных слоев общества. Особенностью данного класса, как утверждала школьная всеобщая история, была частная собственность на средства производства (инструмент) и предметы производства (изделия). Отсюда понятно, что это далеко не бедная прослойка общества. За время развития общества, данный класс претерпел серьезные изменения. При построении буржуазного уклада общества, ярко выразились «производственники», а с прохождением научно-технической революции, они прочно заняли лидирующие позиции наряду с «политиками» и «управленцами». Но при этом не нужно забывать, что «производственники», хоть и находятся на вершине общественной пирамиды, но это только часть класса «мастеров». Даже в наше время продолжают существовать организации (артели) и отдельные мастера, которые востребованы обществом, и никакое массовое производство не способно заменить их труд. Именно к такой категории и относится ремонтное дело вообще, и ремонт электроники в частности.
Теперь, когда мы выяснили социальный статус, попробуем разобраться в самом понятии «мастер». Данный вопрос частенько не давал покоя литераторам. Пожалуй, самая удачная попытка описать образ мастера удалась Михаилу Булгакову в романе «Мастер и Маргарита». По сути – это целый внутренний мир со своими законами и принципами построения и развития. Пересказывать роман не стану, отмечу только одну деталь – человеческое общество всегда очень настороженно относится к инакомыслящим, зачастую, считая их «шизиками» и старается себя оградить от этого малоизученного явления, считая его психическим расстройством. Из своего опыта могу утверждать, что «мастер» - это понятие комплексное. Оно не описывается определенным набором качеств и характеристик. Но, не смотря на это, определенные черты мастеру все же присущи:
В первую очередь – это технически грамотный человек. Причем, не только в том направлении, в котором он специализируется, но и во всех смежных направлениях научно-технического развития. Обусловлено это рядом факторов, основными из которых являются видение всей проблемы в комплексе и умение решить такую задачу, которая не под силу обычному техническому специалисту. Способы достижения могут быть самые разнообразные. Самый распространенный – это специализированное образование - самый быстрый способ достижения цели. Конкретных рекомендаций давать не могу. Тут все решается индивидуально. Не менее важно самообразование. Ведь не секрет, что именно в группе мастеров совсем не много людей с высшим профильным образованием, однако, самообразование имеет гораздо большее значение для достижения необходимого уровня. Полученные «в муках» знания являются более ценными и сохраняются на значительно более долгий срок, нежели «прослушанный курс лекций». Опыт работы в выбранном направлении. Ведь статистика и систематизация накопленного опыта дает новое знание и видение поставленной задачи.
Во-вторых – это «фанат своего дела». Именно усердие, упорство, целеустремленность, любовь к своему делу позволяет достичь определенных высот в выбранном направлении. Но тут главное – не перегнуть палку. Все хорошо в меру.
В-третьих – талант. Ну, это уже от бога. Если дано, то весь пройденный путь к достижению успеха будет казаться совсем не таким трудным и тернистым.
В-четвертых – это человек креативно мыслящий. Теперь так модно говорить. Ну а по сути, человек, имеющий нестандартное гибкое мышление. Собственно, именно этот способ мыслить отличает «мастера» от «продвинутого техника» и делает его работу сродни произведению искусства.
Теперь посмотрим, что по этому поводу говорит «всезнающая» Википедия. Самое первое определение:
Мастер - человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
И еще после этого 22 определения и толкования.
Ну и на последок, хочу добавить несколько собственных замечаний. Они не являются общепризнанными и имеют исключительно статус «личных наблюдений». Но будут весьма полезны при выборе данного вида деятельности.
Почти все мастера, кого я встречал в жизни, имеют одну общую особенность: это далеко не простые люди по жизни. И это я еще очень мягко выразился. Комплексов и заморочек там предостаточно. Тому есть ряд объективных объяснений, которые я приводить не буду, щадя их самолюбие. Но, в большинстве случаев, сотрудники и руководство таких людей терпят как неизбежное зло в обмен на их умения. Руководители СЦ, надеюсь, меня поймут. Второе замечание плавно вытекает из первого – зачастую это «люди с горлом». Не хочу бросать тень на всех мастеров, но пьянство и разного рода нарушения трудовой дисциплины встречаются в этой категории людей значительно чаще.
Однако, есть и положительные наблюдения. Несмотря на вышеописанные недостатки, семейная жизнь у мастеров складывается, как правило, удачно. Еще в молодости они не обделены вниманием противоположного пола. И это несмотря на стойкий имидж «ботаников» и «шизиков». Чего уж говорить, когда мастер достиг определенного совершенства и веса в обществе…
Разговоры в среде мастеров, вопреки бытующему мнению, редко ограничиваются чисто техническими вопросами. Несмотря на безграничную преданность своему делу и большую занятость, как правило, у мастера имеется хобби, да и вообще, ни что человеческое ему не чуждо.

Мастер по ремонту электроники


У Википедии на эту тему есть вполне конкретное определение:
Мастер - квалифицированный рабочий (обычно в организациях бытового обслуживания, например, телемастер)
Вот так просто и без лишних слов. Воображение сразу рисует картинку: эдакий небритый мужик средних лет, выглядящий старше своего возраста, с паяльником в руке и сигаретой в зубах. И в компанию к нему приемщицу – шуструю девицу, по прозвищу Машка-объебашка, которая просто измывается над клиентами. Эти ассоциации из недавнего коммунистического прошлого, вызваны словами «в организациях бытового обслуживания», коими в те времена являлись сервисные центры.
На самом деле, мастера совсем не такие!
Первое мое детское впечатление было сформировано соседом по лестничной площадке. Звали его дядя Сережа и работал он главным специалистом в отделе наладки хроматографов в единственном в СССР предприятии по их производству. В квартире в кладовой у него была оборудована настоящая мастерская. Был даже осциллограф. Естественно, в те годы это не афишировалось, но на мое детское сознание это произвело неизгладимое впечатление. Сергей Федорович Ермаков был настоящим специалистом в своей области и полностью подходил под общее описание мастера, сделанное мной выше. Его уже нет в живых, потому недостатки я перечислять не буду.
В школе, где я учился, как раз в то время начал свою работу радиокружок. Да не простой, а с настоящей радиолюбительской станцией UK3TBT. Ее руководитель Кладов Евгений Фролович, хоть и калымил иногда «левыми» ремонтами, но основное его хобби было проектирование электронных схем и конструирование радиолюбительских станций. В лаборатории (под это было отведено отдельное школьное помещение с выходом на улицу) было все оборудовано по последнему слову тогдашней техники. У нас не было проблем ни с материалами, ни с радиодеталями. Конструкторские способности можно было проявлять в любом направлении радиотехники, да еще под присмотром такого опытного наставника. Ну и конечно, участие в областных смотрах юных техников с занятием призовых мест, всероссийских соревнованиях радиолюбителей… В конечном итоге, это и повлияло на мой жизненный выбор. Помимо руководителя, было еще два помощника. Оба достаточно известные радиолюбители города и страны. Т.к. это дела уже минувших дней, можно выдать некоторые секреты, за которые бы тогда по головке не погладили. Из описания преподавательского состава, нетрудно догадаться, чем занималось руководство в лаборатории во внеурочное время.
Нажмите на изображение для увеличения
Название: Гречихин А.И.1.jpg
Просмотров: 979
Размер:	69.4 Кб
ID:	2701 В институте, где я учился, один из профилирующих курсов по основам электроники и схемотехники вел Гречихин Анатолий Иванович (UA3TZ) – заслуженный мастер спорта, победитель первенства Европы 1962 г по спортивному ориентированию (охоте на лис). Его фото я случайно нашел в «Хрестоматии радиолюбителя» изданной в 1966г. Вот уж где было воспоминаний, когда я попросил дать автограф в этой книжке. Безусловно, поучиться у такого мастера было чему. Все зачеты, лабораторки, экзамены я сдавал с первого раза и только на «пять». К сожалению, его теперь тоже нет в живых.
Все перечисленные мной люди были и являются настоящими Мастерами своего дела с большой буквы. Хотя, в жизни встречаются и мастера, описанные мной вначале подраздела. И, к сожалению, чаще. Но давайте будем равняться на лучших.
К мастеру по ремонту электроники есть дополнительные требования, накладываемые спецификой работы. Это, в большей степени, касается знаний и умений. Из школьного курса – физика, а точнее, один ее раздел – электродинамика. В основе всей электроники лежат всего 3 закона: закон Ома для участка цепи и два закона Кирхгофа (законов Кирхгофа почему-то нет в школьном учебнике). И человеку, претендующему на звание мастера должно быть стыдно их не знать. Ну и конечно, спецкурсы: схемотехника, основы радиотехники, материалы конструкции и технология деталей РЭА (основы), основы метрологии. Это я перечисляю курсы институтской программы. При работе также необходимы знания английского языка (технического) и правил техники безопасности. Из умений, главное – умение держать паяльник в руках. Остальное обусловлено уже спецификой ремонта той или иной техники. Если говорить конкретно о ремонте ноутбуков, то паяльники тут несколько другие, нежели у телемастеров. Хотя, современные технологии печатного монтажа SMD-элеметнов и пайки BGA от микроэлектронных устройств (мобильных телефонов, КПК, ноутбуков) постепенно распространяются на всю остальную бытовую электронику. Сейчас даже обычную электрическую лампочку умудрились нашпиговать электроникой. Чего уж говорить про более сложную бытовую технику… А у техники есть один серьезный недостаток – она ломается. И тут настало время поговорить о рабочем месте мастера и об «организациях бытового обслуживания», к которым и относятся современные сервисные центры (СЦ).

Структура сервисного центра


Понятно, что любое дело начинается с руководителя. В рамках данной статьи нет возможности останавливаться на нем подробно. Скажу лишь, что от него зависит работа всего СЦ.
Бухгалтерия. Ну, тут все понятно. Без учета и отчетности перед вышестоящими структурами и налоговой инспекцией не работает ни одно предприятие в мире. Да и кто же начислит зарплату, оплатит счета, выдаст деньги под отчет и примет выручку за день? Кадровая служба исторически входит в состав бухгалтерии.
С администрацией разобрались. Переходим к вспомогательным службам.
В зависимости от масштаба и профиля СЦ, состав служб может меняться. Но в любом СЦ есть служба снабжения (или как теперь модно говорить – логистики). В ее задачу входит закупка инструмента, материалов и комплектующих, ведение складов и учет на них. В этой службе работает один или несколько менеджеров. Также, в любом СЦ есть служба работы с клиентами (или попросту – приемка). Надеюсь, не надо объяснять цели и задачи этой службы. Не стану также перечислять уборщиц, коммунальные службы и прочие службы жизнеобеспечения. Переходим к рассмотрению технических служб.
Ремонтный цех и его состав:
- Начальник цеха. Отвечает за работу вверенного ему участка в целом и каждого работника в частности. Лицо материально ответственное. Именно на нем числятся всё дорогостоящее оборудование и он отвечает за распределение инструмента, материалов и работ. По сути, именно он (вернее его подчиненные) зарабатывает деньги для всего СЦ и потому от его профессионализма и энергии зависит благосостояние всего предприятия. Как правило, это самый опытный и знающий работник предприятия, потому имеет решающее слово как на совещании у директора, так и в курилке среди сотрудников.
- Мастера-ремонтники. Технические специалисты (словом «рабочие» язык не поворачивается их называть) непосредственно осуществляющие ремонт РЭА. Их знания, опыт и божья помощь способствуют выполнению их работы. «Эк хватил!» - скажут некоторые. Но я с полной ответственностью могу утверждать, что работа мастера-ремонтника – творческая работа. Сюда же можно отнести и интуицию – «с успехом заменяющую отсутствие информации» (М. Жванецкий), и шаманские «танцы с бубном» (излюбленная фраза на форумах), и даже некоторые экстрасенсорные способности.
Далее идут «узкие специалисты». Их наличие и профиль непосредственно зависит от объемов выполняемых СЦ работ и организации работ в ремонтном цехе.
- И так, оператор инфракрасной (ИК) паяльной станции. Во многих СЦ, где существует разделение труда, это отдельная должность и специально обученный человек. В его обязанности входит снять/посадить чип, реболл (перекатка шариков припоя) чипа. Тут наиболее важным является знание материалов и технологии пайки BGA. А от его умения напрямую зависит качество ремонта.
- Аккумуляторщик. Специалист по тестированию и восстановлению АКБ. Тут наиболее важны знания физхимии, материаловедения, технической документации от производителя. Оборудование для тестирования и восстановления весьма специфично, стоит немалых денег. Но зато работа – просто сказка – поставил АКБ на прогон и в курилку (шутка).
- Специалист по восстановлению информации с жестких дисков / флэшек. Работа достаточно сложная и имеет огромный ряд технических тонкостей. Обычно этим занимаются в специализированных СЦ.
- Системщик или специалист по системному программному обеспечению (ПО). В его задачу входит установка, переустановка, восстановление и настройка стандартных операционных систем (ОС). Некоторые СЦ недооценивают значимость данного вида работ и оставляют их либо клиенту, либо «шустрым ребятам», которые делают это на дому у клиента.
Возможно, в СЦ бывают и более экзотические специалисты, но я таковых не встречал. Зато встречал «упрощенную» организационную структуру СЦ, где некоторые виды работ выполняются одним человеком. Существуют даже СЦ, где ВСЕ работы выполняются одним человеком. Но это уже высший пилотаж.

Рабочее место мастера-ремортника РЭА


Не секрет, что рабочее место и используемый в работе инструмент характеризует любого специалиста. По одному только взгляду на мастерскую можно с достаточной долей уверенности сказать о профессиональной пригодности человека, составу и качеству работ, которые он выполняет. Техническое оснащение рабочего места складывается из двух основных составляющих: состава работ и возможностей СЦ, умением мастера-ремонтника организовать, скомплектовать и скомпоновать оборудование и инструмент.
Из обязательных атрибутов необходимо:
- Стол с подсветкой рабочей зоны;
- Измерительные приборы в составе: цифровой мультиметр, осциллограф;
- Техически сложный инструмент в составе: микроскоп, лабораторный блок питания, программатор с набором адаптеров, термовоздушная паяльная станция, набор паяльников с контролем температуры и насадками «миниволна», острое жало;
- Оборудование для пайки BGA: ИК паяльная станция с нижним подогревом, ИК пирометр, набор трафаретов для накатки шаров;
- Расходный инструмент и материалы: Набор пинцетов, набор отверток, бокорезы, плоскогубцы, припой, оплетка для удаления припоя, набор флюсов для пайки, промывочные жидкости, кисточки, ветошь.
Нажмите на изображение для увеличения
Название: 144518.jpg
Просмотров: 12361
Размер:	62.7 Кб
ID:	2702 Как правило, мастер сам выбирает для себя состав инструмента, его тип и материалы, используемые в работе исходя из соображений удобства применения. Все вышеперечисленное должно быть расположено и скомпоновано из соображений удобства в работе. «Творческий беспорядок» на рабочем месте недопустим. Это приводит к увеличению времени ремонта, порче дорогостоящего инструмента и как следствие, удорожанию себестоимости ремонта и снижению его качества.
На одном из самых популярных Российских форумов NoteBook1 (NB1) несколько лет назад проводился фотоконкурс рабочих мест ремонтников. Жаль, что администрация ресурса не оставила данную тему прикрепленной. Это могло бы служить как рекламой, так и антирекламой мастера и СЦ.

Мастер – подмастерья


Тема не маловажная в любом деле, ибо считается, что путь к мастерству обязательно должен проходить через «кузнецу кадров». В чем-то эта точка зрения оправдана, а в чем-то нет. Попытаемся разобраться.
Начинать свое дело (а именно в этом и состоит конечная цель) не имея, ни денег, ни практических знаний – просто самоубийство. Самый простой способ восполнить этот пробел – поступить в ученики к настоящему мастеру. Есть, конечно, и другие способы, такие как «экскурсия по жизни» (используется состоятельными родителями), пристроить на «теплое место» (знания и опыт не сильно важны, все решают связи родителей), отправить «в люди» (выставить за дверь в чем мать родила, а дальше как-нибудь сам). Но так и ли иначе, вопрос практического обучения встает перед каждым человеком. Так вот, поступив к мастеру в качестве ученика, молодой человек (девушка) еще не сильно задумывается о практической пользе этого действа в силу банальной нехватки собственного жизненного опыта, и тут очень важно участие в этом процессе родителей. Именно на их плечи ложится выбор жизненного пути их чада, подбор учебного заведения и дельнейшее трудоустройство «молодого специалиста». Последний этап, чаще всего, решается посредствам знакомства и связей. Сами мастера редко берут «с улицы» незнакомых людей к себе в подмастерья, ведь работать и учится у настоящего мастера – это еще заслужить надо.
Пару слов об организации труда. Кадровая структура приобретает пирамидальный вид: во главе с мастером и в основании один или много подмастерий. Теперь мастерская может выполнять значительно больше заказов, т.к. используется одно помещение, один и тот же инструмент, но работу выполняют уже большее число людей. Появляется также распределение обязанностей. Теперь у мастера уже нет никакой необходимости делать всю работу самому. Часть работы просто поручается подмастерье. Как правило, это работа, не требующая квалификации и достаточно тяжелая или нудная. Состав помощников может меняться в зависимости от конъюнктуры рынка, времени года и самодурства мастера.
Помимо профессиональных навыков, ученики перенимают и традиции, установившиеся за долгие годы в данной сфере деятельности. Испокон веков на Руси отмечалось окончание серьезного дела гуляниями, песнями, танцами. Мастеровой люд этим тоже славился. Ведь не даром появилась поговорка: «пьет как сапожник». В современных мастерских тоже есть свои традиции, которые весьма разнообразят совместный каждодневный труд людей. В качестве примера, могу привести один Палово-посадский СЦ, который ежегодно выезжает в Карелию и отдыхает в палатках на природе. Проводятся также общие сборы (участники NB1 ежегодно собираются в пос.Грибовка под Одессой), соревнования, семинары. Безусловно, добрые традиции находят своих продолжателей и в бывших учениках.
Из всего вышесказанного можно отметить, что практической пользы для открытия собственного дела тут не много. При желании, всего можно достичь самому без посторонней помощи и потери времени.


Заключение


В заключении хотелось бы отметить, что мастера, которых я знаю, ни разу не пожалели о выборе своего жизненного пути, как бы сложен и тернист он не был. Поэтому, если Вы решили посвятить свою жизнь технике и добиться в этом достойных результатов, то, надеюсь, эта статья сможет дать Вам некоторое представление о текущем положении дел в выбранном направлении.
Отдельно хотелось бы отметить роль средств связи, интернета и технических форумов в деле обмена информацией. Буквально, лет 20 назад даже и помыслить о таких сервисах было невозможно. За каждым справочником в библиотеке стояли длинные очереди, чтобы взять его почитать. Купить нужный справочник по радиодеталям было в принципе невозможно (очевидно, это была гостайна). В настоящее время проблем с этим нет в принципе. Почти на любую радиодеталь можно найти datasheet на соответствующем интернет-ресурсе. Заказ комплектации, в большинстве случаев, делается в интернет-магазинах. Общение и получение квалифицированной помощи происходит не вставая с рабочего места. Поэтому, на первый план выходят творческие способности, знания, умения конкретного человека. На этой радужной ноте и хотелось бы закончить свою статью.
Удачи Вам, МАСТЕРА!
Размещено в Мои статьи
Просмотров 8628 Комментарии 4 Редактировать метки
Всего комментариев 4

Комментарии

  1. Старый комментарий
    Аватар для Артём
    Николай, запилите свои фото на рабочем месте.
    permalink
    Запись от Артём размещена 24.09.2013 в 23:18 Артём вне форума
  2. Старый комментарий
    Аватар для Николай_С
    Мое "богатство" вот тут.
    permalink
    Запись от Николай_С размещена 29.09.2013 в 18:51 Николай_С вне форума
  3. Старый комментарий
    Аватар для XELFAER
    хорошая статья
    permalink
    Запись от XELFAER размещена 30.09.2013 в 02:41 XELFAER вне форума
  4. Старый комментарий
    Аватар для Вячеслав Николаевич
    Это здОрово, что Вы начали писать! А то, что " в таком возрасте", так для этого тоже необходимо созреть.
    С уважением, Вячеслав.
    / пойду читать остальные Ваши мысли/
    permalink
    Запись от Вячеслав Николаевич размещена 04.04.2015 в 12:51 Вячеслав Николаевич вне форума
 


Часовой пояс GMT +4, время: 05:08.

Powered by vBulletin® Version 6.2.5.
Copyright ©2000 - 2014, Jelsoft Enterprises Ltd.