09.07.2015, 17:32 | #1 (permalink) |
Member
Регистрация: 17.01.2012
Адрес: Краснодар
Сообщений: 2,708
Записей в дневнике: 5
Сказал(а) спасибо: 30
Поблагодарили 254 раз(а) в 36 сообщениях
Репутация: 59322
|
О виниле...
Двадцать лет назад компакт диски вытеснили виниловые пластинки, и, казалось, это навсегда. Но два-три года назад в музыкальных журналах и на меломанских форумах стали появляться статьи, в которых живописалась «утерянная прелесть живого винилового звука». Дескать «цифра – это мертвечина, и только винил – настоящая музыка». За старыми пластинками 60х-80х годов началась охота, а сегодня ни одна уважающая себя группа не выпустит альбом без ограниченного винилового тиража. Что это? Новая мода на ушедший ретроформат, который приятно подержать в руках и который красиво крутится, или музыка на виниле в самом деле звучит иначе. Те, кому эта тема не интересна, могут дальше не читать, а тем, кто всерьез увлекается прослушиванием музыки, мой личный опыт может быть полезен. Букв будет много, но тех, кто «асилит», в конце ждет полезный вывод, применимый не только к музыке, но и к любым жизненным сферам. Если задуматься, в нашей жизни не так много не разрушающих здоровье удовольствий. Музыка стала для меня таким удовольствием с восьмого класса. Любая усталость, любой спад настроения проходит за час-полтора прослушивания любимых альбомов. Если говорить о предпочтениях, то, как охарактеризовал меня в свое время Кирилл Немоляев, у меня «большое металлическое вымя» - я люблю тяжелый рок. Есть несколько любимых групп арт-рока, есть любимые произведения классики, но как пели Twisted Sister “I pledge allegiance to the flag of the united states of rock”. C 1983 года – ровно 30 лет. Нет смысла рассказывать, что значили в 80-е годы пластинки любимых групп. Их меняли, брали на вечер переписать за деньги, покупали и продавали по несколько десятков раз. Пара пластинок стоила хорошую советскую зарплату, поэтому коллекционировать их было немыслимо. Я знал суперспекулянтов, у которых одномоментно могло находиться дома 10-20 дисков, но не знал никого, кто собирал бы коллекцию и слушал музыку прямо с винила. Пластинки полагалось переписывать на пленку и менять-продавать, а собирать винил, чтобы слушать, было все равно, что сегодня использовать для повседневных поездок коллекционный «Бугатти». (Диски «Мелодия», разумеется, не в счет). С начала девяностых у самых продвинутых меломанов появились проигрыватели компакт-дисков. Тот, кто впервые слышал звучание этого новшества, немедленно приходил в восторг – чистый звонкий звук, никаких шумов, а как удобно переключать с песни на песню! Диск не боится пыли, почти не боится царапин, да он просто вечный! В сравнении с привычными кассетными записями, сделанными с пластинок, звучание компакт дисков было однозначно более выигрышным, и горы кассет вместе тоннами кассетных дек отправились на помойки. Началась эра компакт дисков. Я поменял все свои кассетные записи на блестящие лазерные круги в течение нескольких лет и подобно многим считал, что эпоха кассет и виниловых пластинок безвозвратно кончена. В этом я был бы уверен по сей день, если бы, разгребая однажды домашний хлам, не наткнулся в одном из ящиков на сотню своих старых аудиокассет. Выбросить их стало неожиданно жалко, и я придумал купить какую-нибудь приличную деку, записать на кассеты музыку со своих же компактов и отвезти все это хозяйство на дачу. В поисках деки я познакомился с мастером-реставратором Артемом, у которого впервые в жизни услышал, как звучит дека Nakamichi. Хотя мой текст посвящен винилу, не могу не сказать несколько слов об этой технике – ведь именно Nakamichi заставил задуматься о том, что привычный компакт-диск вовсе не такой абсолютный носитель, как нам кажется. Можете ли вы поверить, что запись, сделанная на Nakamichi с компакт-диска, звучит ЛУЧШЕ, чем исходный CD? Поверите ли вы, что MP3, записанный на кассетную пленку, может звучать так же, как фирменный компакт диск и ЛУЧШЕ, если использовать хромовую ленту? Лично я не поверил бы в это ни за что, если бы не слышал своими ушами. Слух у меня, конечно, не такой тонкий, как у авторов статей в музыкальных журналах, пишущих что-нибудь вроде: «… после того, как серебряные провода нагрелись, звуковая картина стала более прозрачной, и я начал слышать левую руку музыканта…», но все же достаточно придирчивый. Не вдаваясь в подробности, попытаюсь описать разницу простыми словами. После прослушивания Nakamichi кажется, что музыка с компакт-диска вдавливается вам в уши, в то время, как музыка с кассеты бережно вливается. Есть технические объяснения этому феномену, но мы и так вынужденно отвлеклись от центральной темы. Nakamichi с воплями восторга был куплен, разумеется не для дачи, а на прощание Артем сказал странную вещь: «Ну, если тебе понравился звук, по своему опыту могу сказать, что придешь ты в конце-концов к винилу». Я не придал значения этим словам, но через несколько дней то же самое сказал человек, у которого я покупал запечатанные аудиокассеты. - Не знаю… Что в этом виниле такого? – удивился я, не собираясь загромождать квартиру вертушкой и стопками старых дисков. - Ну, что вы, это совсем другой звук, - сказал продавец кассет и улыбнулся таинственной улыбкой посвященного. Любопытство заставило залезть на интернет форумы, где восторги по поводу «живой виниловой музыки» содержались в каждом втором топике - Если это такой потрясающий звук, почему же тогда мы все до единого человека отдавали в 80-е годы предпочтение звуку компакт-диск плеера? – недоумевал я. Решив провести эксперимент, я купил через интернет две пластинки - Iron Maiden «Seventh son of a seventh son» и Judas Priest «Sin after sin» и договорился с приятелем, у которого был проигрыватель, послушать попеременно CD и винил, чтобы сравнить звучание. Приятель, кстати, является рьяным фанатом виниловых дисков, собрал большую коллекцию, но слушает другую музыку, поэтому для чистоты эксперимента я решил, что пластинки будут мои. После краткой преамбулы, что мол «винил это ваще круто, аналог, мля, звук просто писец» мой приятель водрузил Judas Priest на вертушку Dual и поставил иглу. По другому каналу усилителя мы запустили компакт диск, так что звук можно было переключать туда-сюда и сравнивать. Сравнивать, впрочем, долго не пришлось – с первой секунды было слышно, что звук с винила в сравнении с компактом звучит, мягко говоря, тускло – невнятно, не динамично. Звуки как будто слипались вместе, в то время, как музыка на компакт-диске звучала отчетливо – все частоты были разложены по своим «этажам» и не налезали друг на друга. - И в чем прикол? – спросил я своего виниломана. - Ну, это такой ретрозвук, он по-своему другой, по-своему кайфовый… - Не знаю, что в нем «по-своему кайфового», - сказал я, а про себя подумал: «Так и патефон можно слушать, у него тоже звук «по-своему другой», только зачем?» Помня со школьных уроков физики, что любой практический опыт нужно проводить минимум трижды, я отправился с пластинками в магазин, торгующий топовыми винтажными проигрывателями. Идеально сохранившиеся вертушки, стоившие в восьмидесятые целое состояние, там можно было купить за вполне приемлемые деньги и, разумеется, пощупать-послушать. Продавец любезно собрал испытательный тракт, поставил самую дорогую иглу, из имевшихся в наличии, и… снова недоумение. Звук был лучше, чем в гостях у моего приятеля, но явно не тот, ради которого стоило затевать возню с пластинками. Оригинальный британский Judas Priest в сравнении с европейским компактом звучал не хуже, но и не лучше. Чуть по-другому, более «мясисто», как сказал продавец, которому тоже был интересен эксперимент, но явно не так, чтобы отдать ему однозначное предпочтение. А вот британский же Iron Maiden «слил» японскому компакт-диску вчистую. Звук на CD был ярче, четче, сочнее. Левая рука Стива Харриса… Впрочем, это я увлекся – до левой руки не дошло. - Что ж такое? Говорят, винил-винил… Винил круче должен звучать, - допытывал я продавца. - Ну, он по-другому немного звучит, сами слышите. - Я слышу, что хуже. - Ну, кому-то так больше нравится. - Я не понимаю, как может больше нравиться то, что явно хуже. Может у вас проигрыватель получше есть? - Да нет, это Victor топовый. - Может игла? - У нас лучше нету. - А вот я слышал фонокорректор какой-то быть должен… - Он в усилителе встроенный. Это предтоповый Sunsui, можем топовый поставить, но они по звуку почти одинаковые. - Нет, спасибо, все ясно… «Возвращение винила – дань моде, - решил я,- Одним просто нравится держать в руках эти черные круги, другие им подражают, а третьи раскручивают эту тему в журналах и на форумах, чтобы впаривать за большие деньги пластинки тридцатилетней давности. Вот и весь секрет». На всякий случай я решил съездить в гости еще к одному человеку и третий последний раз провести эксперимент у него. Дать шанс «особому мнению», как у Стивена Спилберга. Этот человек бескомпромиссно позиционировался на своем сайте как абсолютный знаток винилового звука, и если бы третий тур эксперимента привел к такому же результату, виниловые пластинки были бы окончательно преданы анафеме. Любителям черных кругов я вынес бы суровый диагноз «винилодрочерство», а купленные Judas Priest и Iron Maiden превратились бы в чистом поле в тарелочки фрисби, благо стоили теперь не целую зарплату. Человека, к которому я отправился, звали Александр Червяков. Он, ничтоже сумняшеся, утверждал, что 90 процентов виниловых трактов, включая навороченную «фирму» - «голимое фуфло», и если человек хочет услышать, как по-настоящему звучит винил, то он охотно приглашает такого человека к себе в гости на прослушивание собранного им лично тракта. Заявочка, прямо скажем, нагловатая, но сайт Александра был сделан с большим вкусом, а упомянутый тракт выглядел на фотографиях весьма достойно. Стоило потратить воскресный день, чтобы или прищучить наглеца или в самом деле услышать нечто особенное. Хорошо быть известным писателем! Нет, правда, хорошо, потому что иначе знакомство с Александром могло бы не состояться. Оказалось, он на дух не переносит тяжелый рок, и, увидев в моих руках Iron Maiden, чуть не завернул меня прямо с порога. - Вам ко мне не надо! Нет, серьезно, вам не надо ко мне. Это не моя музыка, вам бессмысленно слушать мой тракт. У меня на сайте предупреждение написано «за мясом на скотобазу!» - говорил он, чуть ли не загораживая от меня вход в свой дом, - Вы не мой клиент! У меня тракт рассчитан на живой блюз, джаз, классику. Вы со своей дихлофосной музыкой все равно ничего не услышите! Только готовность провести эксперимент с джазовыми пластинками и вовремя открывшаяся любовь семьи Александра к «плинтусу» растопили лед, и я был приглашен в дом. Большие колонки, умопомрачительно красивый ламповый усилитель, вертушка с тремя тонармами, похожая на какие-то диковинные часы… ну-ну, послушаем. Александр поставил Леонарда Коэна, и… Вот тут я действительно услышал, что такое НАСТОЯЩИЙ звук! Глубокий, полный обертонов голос прямо передо мной. Не из колонок, не из аудиосистемы – в пространстве. Музыкальные партии не просто разложены по частотным «этажам», а словно развешаны по комнате – не в двух, а в трех измерениях! Даже тихим пощелкиваниям пластинки был, как будто, отведен свой отдельный этаж, где тихие пылевые щелчки уютно потрескивали, как огонь в камине, не мешая музыке. После Коэна слушали классику, потом еще какой-то джаз. Потом сравнивали звучание одного и того же джаза на пластинке и на компакт-диске. Стоило переключить усилитель на цифровой источник, и музыка буквально умирала – все звуки есть, все на местах, а волшебство уходит, дух не захватывает. На тракте Александра цифровой звук был разбит наголову, уничтожен, просто перестал существовать. Эксперимент можно было считать законченным, если бы не деликатный нюанс – мне все-таки хотелось услышать, как звучат именно мои пластинки. Видя мой умоляющий взгляд, Александр наступил на горло своему вкусу и поставил Iron Maiden на вертушку с таким видом, словно лил коллекционный коньяк в заляпанный мазутными пальцами граненый стакан. Зазвучало вступление Seventh son… Хотите верьте, хотите нет, но я чуть не прослезился, потому что музыка буквально пробирала насквозь. - Нет, я все-таки не запущу эти пластинки в поле, как фрисби! – вырвалось у меня. - И зря, там этим пластинкам самое место! – подал голос Александр, - На виниле надо нормальную музыку слушать, настоящую, которая на века написана, а не эту мерзость. - Мне нравится. - Ну… Не знаю даже, что вам сказать… Если бы не ваша книга… Наверное, писатели имеют право на странности. Вы, конечно, клиент не мой, но так и быть, сделаю для вас исключение. Все равно, думаю, вы со временем к другой музыке придете, пусть будет «на вырост». Если решите, что вам это нужно, сделаю для вас тракт. - Нужно, нужно! - Тогда слушайте… Дальше был долгий разговор, в котором Александр объяснял, почему его тракт звучит так, что у людей падает челюсть, и почему девяносто процентов других трактов так не звучат. Мы договорились об окончательной конфигурации, цене и сроках и с тех пор… я болею «винилодрочерством». Почти все, что было собрано на компактах, заменяется большими черными кругами, а звучание музыки приносит радость, о которой я даже не подозревал. Когда хорошая система качает у тебя в комнате Deep Purple – это круто. Но когда системы как будто нет, а клавиши Джона Лорда (только теперь ты понимаешь, что такое звук настоящих клавиш!) заходятся в неистовстве прямо перед тобой – это не просто круто, это снос крыши. Александр, спасибо, что ты есть, и открыл секрет настоящего винилового звука! И отдельное спасибо, что не завернул меня с порога с моей «дихлофосной» музыкой. Ты уж извини, мне она правда нравится. Писатели – они со странностями.
__________________
Одна голова - хорошо, а три - сквозной канал!© |
4 пользователя(ей) сказали cпасибо: | MagentaTiger (09.07.2015), steeler1889 (10.07.2015), vingor (12.07.2015), Светодиод (09.07.2015) |
09.07.2015, 17:32 | |
Helpmaster
Member
Регистрация: 08.03.2016
Сообщений: 0
|
Людям часто помогает прочтение аналогичных тем Мышь в виниле |
09.07.2015, 17:32 | #2 (permalink) |
Member
Регистрация: 17.01.2012
Адрес: Краснодар
Сообщений: 2,708
Записей в дневнике: 5
Сказал(а) спасибо: 30
Поблагодарили 254 раз(а) в 36 сообщениях
Репутация: 59322
|
В конце текста я обещал вывод, который можно применять к любым сферам жизни. Он прост – хотите что-то проверить, сделайте это минимум ТРИЖДЫ. Иначе рискуете прийти к опрометчивым выводам, лишить себя чего-то хорошего или впасть в самообман. Вдумайтесь, огромное количество людей носятся сегодня с винилом и говорят про «живой звук». Но в подавляющем числе случаев, если сравнивать этот звук с традиционным CD, выяснится, что цифра звучит не хуже, а то и лучше. Во многих случаях окажется верным мой первоначальный вывод – одним просто нравится держать пластинки в руках, другие им подражают, а третьи раскручивают эту тему, чтобы впаривать диски тридцатилетней давности. Я сочувствую людям, потратившим немалые деньги на вертушки-пластинки, но не встретившим опытного человека, который помог бы извлечь из винила полный потенциал. В этом деле немало тонкостей – игла, тонарм, фонокорректор, настройка… Именно незнание этих тонкостей привело к тому, что в восьмидесятые годы все поголовно сменили винил на «цифру». Даже очень хорошие вертушки без хорошего фонокорректора или с недостаточно хорошими иглами сводили преимущества винила на нет и делали неоспоримым превосходство компактов. Звук, скрытый в носителе, подобен фотографии, а проигрыватель – проектору, через который вы проецируете изображение на стену. Формат CD – это «фотография» достаточно высокого разрешения, но винил – бесконечно высокое разрешение, первозданный, не разобранный на биты, звук с воздухом и глубиной. В этом смысле разница между CD и винилом такая же, как между цифровой фотографией и широкопленочным слайдом. Но что будет, если вы станете проецировать широкопленочный слайд с помощью проектора, в котором тусклая лампа или примитивный объектив? Результат будет невнятным – именно таким, каким были мои первые виниловые опыты. (Кстати, после знакомства с Александром, я еще несколько раз слушал в гостях у разных людей разные виниловые системы, и все они звучали не просто хуже системы Александра, а драматически хуже. Не раз хотелось задать вопрос – ради чего вы тратите деньги на винил, если все равно не получаете от него то, что возможно?) Эта статья написана не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы направить по верному пути всех желающих познакомиться с настоящими возможностями виниловых пластинок. Александр – вежливый радушный человек и, ничего не навязывая, всегда готов продемонстрировать свою систему желающим. Я не утверждаю, что ничего в мире не может звучать лучше, но на мой личный слух (неспособный слышать левую руку музыканта на разогретых серебряных проводах, но вполне отмечающий разницу от подключения экранированного и неэкранированного сетевого провода) искать добра от такого добра – напрасно тратить время и деньги. Конечно, если вы любите тяжелую музыку, вас могут с порога «отправить на скотобазу», но попробуйте сослаться на меня – надеюсь, любви семьи Александра к «плинтусу» хватит на несколько гостей от моего имени.
P.S. Еще несколько слов об акустике. Здесь наши вкусы с Александром расходятся, опять-таки из-за моих «дихлофосных» предпочтений. Его колонки – настоящее произведение искусства, если речь идет о джазе, классике или блюзе. Виолончель звучит как настоящая виолончель, играющая прямо перед вами, и вибрация басовых струн вызывает дрожь. Некоторые тяжелые пластинки (например, упомянутый Iron Maiden) тоже звучат отменно, но многие «тяжелые» диски 80-х неожиданно теряют всю «тяжесть» и начинают звучать крикливо (в мой следующий визит мы ставили еще несколько «роковых» пластинок). Причина – недостаточная выраженность басовых партий в самой записи. Видимо, звукорежиссеры закладывали при мастеринге столько баса, сколько нужно для колонок «тяжелых» по своей сути. В моем случае, виниловый тракт Александра подключен к акустике Aleks, и они выдают ровно столько низов, сколько необходимо, а в случае Iron Maiden даже с избытком. (Неудивительно, потому что глава Мейденов бас-гитарист и себя любимого микшером не задавит). Если ваши предпочтения джаз, классика или блюз – более подходящую акустику, чем ту, что предлагает Александр, найти сложно. Если у вас, как у меня, «большое металлическое вымя» - варианта три – или «на скотобазу», или эквалайзер, или подключать тракт к более «роковой» акустике, пусть даже ценой потери легкости звучания при воспроизведении джаза и классики.
__________________
Одна голова - хорошо, а три - сквозной канал!© |
09.07.2015, 17:45 | #3 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 27.04.2015
Адрес: Москва
Сообщений: 1,423
Записей в дневнике: 4
Сказал(а) спасибо: 52
Поблагодарили 53 раз(а) в 16 сообщениях
Репутация: 18120
|
Эх настольжи Была у меня в свое время вертушка в молодости, вроде какая то "вега" ... сейчас уже не вспомню ... и винилы которые доставались очень сложно и дорого ... и дипёпл и рэйнбов и смоки и спэйс ... да много чего было ... эх все ушло ... жалко ...
Кстати накачал тут себе спейса на мп3 плэер, так слушаю иногда ... на самом деле круто |
09.07.2015, 19:19 | #4 (permalink) |
Специалист
Регистрация: 27.08.2008
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 27,807
Сказал(а) спасибо: 340
Поблагодарили 583 раз(а) в 208 сообщениях
Репутация: 113184
|
Ушло, говорите? А вот только что сделал... как бишь его... а, во - селфи. Называется "В обнимку со сборником «24 CARAT PURPLE»". Deep Purple, естественно.
|
09.07.2015, 19:43 | #5 (permalink) |
<< Эксперт >>
Регистрация: 27.11.2010
Адрес: Большеземельская тундра, Чукча я однако ... :)
Сообщений: 28,167
Записей в дневнике: 5
Сказал(а) спасибо: 400
Поблагодарили 273 раз(а) в 85 сообщениях
Репутация: 81007
|
Эх ну зачем так жестоко теребить душу ?!...
Игоревич молодец, хоть в живую может дотронутся к человеческой памяти. Тоже было очень много дисков, но теперь уже были, природа не умолима, молодой дурак был одно слово !...
__________________
|
Ads | |
Member
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
|
09.07.2015, 19:52 | #6 (permalink) | |
And hell followed him
Регистрация: 27.04.2014
Адрес: Самара
Сообщений: 10,504
Сказал(а) спасибо: 50
Поблагодарили 81 раз(а) в 24 сообщениях
Репутация: 72263
|
Цитата:
А дальше, как написано ... Пластинки полагалось переписывать на пленку и менять-продавать, а собирать винил, чтобы слушать, было все равно, что сегодня использовать для повседневных поездок коллекционный «Бугатти». (Диски «Мелодия», разумеется, не в счет).
__________________
И настанет час Жатвы, и придет Мрачный Жнец, и соберет урожай, и отделит зерна от плевел... |
|
09.07.2015, 19:56 | #7 (permalink) |
Member
Регистрация: 31.05.2015
Адрес: От верблюда.
Сообщений: 1,126
Сказал(а) спасибо: 60
Поблагодарили 4 раз(а) в 1 сообщении
Репутация: 11425
|
Эх, ностальгия...
Крутых вертушек у меня никогда не водилось. А вот классный звук я один раз услышал. Правда не виниловый.... Было это в начале мая 1981 года. Меня демобилизовали. Решил заночевать в Москве у тётки. Но перед тем, как к ней ехать, решил пройтись по Тверской. Попался комиссионный магазин, зашёл поглазеть. В отделе радиоаппаратуры продавец переписывал кассету на японском стационарном кассетнике. Колонки у этого кассетника были размером с "С90". Громкость была маленькая, покупатели могли без проблем перешёптываться. Но какой это был звук!!! Треугольники перезванивались хрустальными колокольчиками. Низкие звучали так что дух захватывало (нет, не давили, приятно звучали). Минут 20 я стоял как заворожённый. Больше такого услышать не приходилось. А сейчас уже и слух стал не тот, выше 16000 уже не услышу... |
09.07.2015, 20:01 | #8 (permalink) |
<< Эксперт >>
Регистрация: 27.11.2010
Адрес: Большеземельская тундра, Чукча я однако ... :)
Сообщений: 28,167
Записей в дневнике: 5
Сказал(а) спасибо: 400
Поблагодарили 273 раз(а) в 85 сообщениях
Репутация: 81007
|
Счастливый, я специально проверялся, работа такая, больше 12000 не услышал ...
Аудиометр - Siemens.
__________________
|
09.07.2015, 21:06 | #10 (permalink) |
Member
Регистрация: 01.04.2014
Адрес: Беларусь,Шклов
Сообщений: 1,637
Сказал(а) спасибо: 53
Поблагодарили 38 раз(а) в 7 сообщениях
Репутация: 13048
|
у меня тоже были вертушки NUMARK TT200 с родными иглами CS-1 потом прикупил новые Ortofon Concorde Q.Bert. Из винила в основном техно музыка, из совкового рока ЧАЙФ, АРИЯ, ЧЕРНЫЙ КОФЕ. Немного было Зарубежного рока QUEEN. AC/DC.в коллекции насчитывалось около 300 технаря за 2005-09 год и около 100 всяко разно.
потом забрали в армию.после ее все опустилось.Ушел за символическую плату техно техно винил вместе с вертаками и пультом (остались только самые любимые около 20ти).А все козырные пласты отдал товарищу коллекционеру(ему будет нужнее) а себе сделал цифру во Flac.вот моя небольшая коллекция |
Ads | |
Member
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
|
Метки |
аналог, вертак, винил, электрофон |
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|