Технический форум

Технический форум (http://www.tehnari.ru/)
-   Ламповые усилители (http://www.tehnari.ru/f243/)
-   -   Громкий Бритиш саунд (http://www.tehnari.ru/f243/t250116/)

Светодиод 18.11.2016 02:06

Громкий Бритиш саунд
 
Вложений: 6
Прошло лето , сезон велопокатушек закрыт и я решил осуществить давнюю мечту - ламповый Marshall JCM800 2204 ( 50 Вт) . Давно уже хотел собрать сам полноценный мощный лампач, а схема 800-ки для меня это классика , на самом деле несмотря на вроде бы простую схему это очень многогранный усилитель , классика рок-музыки, с него можно выжать очень много от чистого до очень жирного перегруза . На сборку ушло около 2-х месяцев. Трансы заказал , намотали на моём железе ( по мощности подошло, железо от каких-то мощных дросселей было ) . Правда выходник получился только под одну нагрузку- 8 Ом. Но это не страшно, почти все гитарные кабинеты на 8 Ом. Шасси тоже сделали под заказ - лазерная резка из нержавейки 1,5 мм, швы сварили . Потом пришлось мелкие отверстия самому сверлить уже под нужное расположение деталей. Сверлить нержавейку- то ещё удовольствие . Но ничего, почитал как это делать и потихоньку всё высверлил. Плату сделал навесным монтажом P2P ( делал таким способом первый раз ) , процесс изготовления платы очень понравился. Такой монтаж очень желательный для гитарных лампачей. И теперь уже после сборки я понял почему- из-за параллельного расположения деталей и отсутствия изогнутых дорожек как на печатной плате вообще нет никаких самовозбудов , наводок и т.д. , ничего друг с другом не пересекается , плюс намного удобнее во время монтажа что-то подправить , например перепаять электролит в более правильное положение , или переместить какой-то провод земли по земляной шине чтобы устранить нежелательный гул. Вобщем такой монтаж в ламповых делах намного удобнее, красивее и функциональнее. Теперь лампачи буду собирать только так. Лампы достались от уважаемого Юрия George Smith ещё раньше, за что ему ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ !!! Наконец-то они дождались своей очереди и запели на полную )) Лампы – ECC83 в преампе и фазике , и пара пара EL 34 в оконечнике . Проходные кондёры- аксиальная металоплёнка ( какой-то китай) , но звучат хорошо. Электролиты в питании – на нужныё 500 В не было в продаже, поэтому соединил последовательно по 2 электролита меньшего вольтажа, с баласными резисторами 220 кОм к каждому кондёру чтобы не было прекосов по напряжению. Накал 6,3 В , 5 А переменкой + поднял накал относительно земли на 50 В ( тоже сделал делитель от анодного напряжения ) . Анодка- около 390-400 В после моста , 200 мА. Обмотка для смещения выходных ламп- 55 В. Смещение рассчитал по формуле под режимы выходных ламп , и выставил около 30 В ( соответствует току покоя 46 мА ) . Разница в токах покоя между лампами ЕЛ34 около 10 мА , лампы немного не подобранные, но работает всё отлично . Весь монтаж и сборку усилителя старался сделать максимально качественно и надёжно. Накальные провода свил косичкой , разводка земли звездой – всё в одной точки на шасси ближе к первому электролиту по питанию, земля на плате- шиной ( лужённой моножилой ) , провода от входных разьёмов к первым каскадам- экранированным проводом, и т.д. Усилитель настроен , звучит и радует меня своим роковым звучанием, я счастлив. Пока ещё внешний вид не идеальный , но скоро уже начну делать корпус из фанеры, лицевую панель и т.д. Скоро выложу видео тест со звуком.
Некоторые важные моменты во время сборки моего усилителя , которые может будут полезны тем кто захочет собрать гитарный ламповый усилитель:
1. Анодные обмотки в моём силовом трансе пришлось сделать без средней точки ( не хватало места под двойную обмотку по ширине окна в Ш- пластинах ) , соответственно питание усилителя не двухполупериодное , а обычное однополярное на диодном мосте из 4-х мощных диодов HER208 . Хорошо это или плохо- не знаю, считается что двухполупериодное питание лучше , но и c обычным мостом мой усилитель звучит как положено. Ещё мне предлагали сделать анодное питание по схеме удвоителя напряжения, но я очень не советую так делать, потому что будут большие просадки по току на высоких мощностях, и как следствие большие искажения и провалы в звуке. Лучше уже делать обычным мостом. Обмотка под смещение также намотана отдельно, в отличии от оригинальной схемы. В этом тоже нет ничего плохого. Главное подсоединить вывод этой обмотки к общей земле на звезду .
2. При распайке выходного трансформатора и подсоединении провода обратной связи к выходному гнезду может появиться очень сильный свист и возбуд- ничего страшного. Просто нужно попробовать перекинуть местами выводы первички или вторички выходного транса пока не пропадёт возбуд. Это меняет фазировку и свист пропадает , при этом начинает работать регулятор Presence. Это очень важная крутилка, « пескорезка « – на перегрузе ней можно аккуратно убирать лишний песок в звуке , а на чистом- добавлять стекла и звонкости. Презенс работает только при подключённой обратной связи. Но просто тупо отключать ОС если есть свист не правильно, без неё не будет работать крутилка Presence.
3. Расположение трансформаторов друг к другу ( при условии что оба транса – на Ш-образном железе , в случае торов- неактуально) . Выходник должен размещаться строго перпендикулярно к силовику, и так чтобы их центральные оси совпадали. Тогда наводки от силовика на выходник будут нулевые. Лучше это рассчитать до распайки , потом меньше проблем будет в случае поиска « откуда шумы и наводки появились « . Я делал так: подключил к вторичке выходника ушной усилочек с наушниками , первичка выходника при этом просто висит неподключённая . Включил силовик , и начал искать положение выходника, при котором полностью исчезли гул и наводки переменки 50 Гц. Это расстояние приблизительно 15- 20 см .
4. Добавил переключатель , который заметно добавляет гейна ( подключает конёдр 680 нФ к катодному резистору 10 кОм второго каскада первой лампы преампа ). Полезная для меня опция, звук стаёт похожим на хай-гейн.
5. Ну и нигде не должно быть земляных петель , все земли должны сводиться в одну точку на шасси возле блока питания и первого его электролита в фильтрации. Большие ёмкости ставить в гитарные лампачи тоже неправильно, они убивают динамику и атаку. Философия ламповых и хай-эндовских аппаратов кардинально разная , надо помнить об этом. Фон и гул должны устранять правильным монтажом , а не навешиванием ёмкостей по питанию. Пару дней настройки и правильной разводки земли и я полностью избавился от гула и фона. Остался только шум ламп.
6. Очень важно, чтобы электролиты в фильтрах по питанию преампа находились непосредственно на плате самого преампа , подпаяв их минусы на саму земляную шину . Если их расположить далеко за пределами преампа , и ещё соединить их к общей земле за звезду, то гул гарантирован.
7. Самое главное при сборке- быть очень внимательным и аккуратным , соблюдать Технику Безопасности ,всегда помнить что имеем дело с высокими опасными для жизни напряжениями , все перепайки и доводки делать только при отключённом усилителе. Ну и на первый фильтрующий электролит БП анодки очень желательно припаять резистор-разрядник 220 кОм 2 Вт , чтобы после выключения усилителя кондёры сразу разряжались , и не держали в себе опасное напряжение!

Ниже схемы и некоторые моменты сборки :

Светодиод 18.11.2016 02:20

Вложений: 7
Процесс сборки

Светодиод 18.11.2016 02:39

Вложений: 7
Завершение сборки шасси :

sergeisam 18.11.2016 08:21

Работа, достойная уважения.

George Smith 18.11.2016 11:38

O yes !... :)
Это классика, Сережа Молодец !... :)

Светодиод 18.11.2016 12:24

Юрий спасибо большое !!! Действительно классика рока ! Хочу уже раскочегарить его через нормальный кабинет 4*12

seymour 18.11.2016 21:51

Вложений: 2
Отличная работа! Поделись, где кондёры покупал? Нашёл полиэстер на одном сайте( с такой-же маркировкой), но на 680 нф там нет.

Светодиод 19.11.2016 03:02

Цитата:

Сообщение от seymour (Сообщение 2435733)
Отличная работа! Поделись, где кондёры покупал? Нашёл полиэстер на одном сайте( с такой-же маркировкой), но на 680 нф там нет.

Спасибо, я вижу ты тоже любитель таких усилителей ) Видел твою работу тоже ! Акисальную плёнку купил в нашем местном радиомагазине, обычный ноу нонейм китай, но звучит нормально, даже сам не ожидал. Ради прикола померял ёмкости приборчиком- почти совпадают , 5 % отклонения. Sozo сейчас уже вроде вообще не выпускают. Адрес магазина- скинул в личку

Светодиод 19.11.2016 03:19

Кстати, такой вопрос. Силовик при близком расположении возле усилителя очень лучит на датчики гитары, особенно в гарячий вход . С ТОРами конечно таких проблем никогда не было. Но считается что для лампачей тру именно Ш-образники. Есть такая идея, чтобы на этапе создания корпуса экранировать его стенки изнутри вокруг силового транса магнитомягкой сталью. Нашёл, что она ещё называется легированной или электротехнической, так как обычной жестянкой нет смысла экранировать -толку ноль будет от лучения. Стоит ли это делать ? И какую марку и толщину стали купить ? Они там разные есть

George Smith 19.11.2016 09:55

Цитата:

Сообщение от Светодиод (Сообщение 2435843)
Силовик при близком расположении возле усилителя очень лучит на датчики гитары

Сергей, это нонсенс полный ... :)))
Магнитопровод трансформатора является замкнутой магнитной цепью. Если только Ш-образного побаиваются на углах ... :)))
Конечно можешь экранировать, хуже не будет. Кстати, обыкновенная оцинкованная кровельная железка тоже является магнитомягкой сталью ... :)
При изготовлении ламповых комбиков, лампы экранируют от магнита динамика ... :)


Часовой пояс GMT +4, время: 20:59.

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.