Технический форум
Вернуться   Технический форум > Электроника, самоделки и техника > Форум по самоделкам > Моделизм


Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 06.03.2013, 20:20   #1 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,939
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию УБС Як-130 - самолет и модель

В одной из очередных командировок, в этот раз к соседям, на Иркутский авиазавод, увидел на стапеле в сборочном цехе новую машину, отличающуюся размерами от изготавливаемых там же Су-30. Рассмотрев ее поближе, узнал в проявляющихся контурах фюзеляжа Як-130 - новый учебно - боевой самолет , о победе которого в прошедшем конкурсе на УТС для ВВС России еще недавно писала пресса. Потом я еще несклоько раз возращался к этому стапелю и в душе уже созрело четкое желание поставить модель этого небольшого, ладно скроенного самолета на полку.
Готовясь к данному мероприятию, узнал, что модель данного самолета выпустила украинская модельная фирма "Amodel" в двух вариантах : УТС Як-130 и Як-130Д (демонстратор). Стал собирать сведения по истории создания и конструкции данной машины, часть информации получил из интернета, в Москве приобрел монографию журнала М-К "УБС Як-130. Не буду вдаваться во все перепитии истории создания самолета, участия его в конкурсе , объявленном ВВС на создание УТК (учебно-тренировочный комплекс)для замены L-39"Альбатрос", в котором приняли участие ММЗ им. А.И. Микояна, ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ОКБ им.П.О. Сухого, ОКБ им. А.С. Яковлева. В результате длительных споров и подковерной борьбы , продолжавшейся несколько лет, победителями были признаны проекты ОКБ им. А.С. Яковлева и ОКБ.им. А.И Микояна. Но тут как назло подули ветры перестройки и произошел развал единого и нерушимого союза братских республик. И в итоге, двигатели, которые до этого были отечественными ( по условиям конкурса вся начинка самолета должна была быть отечественной), в одно мгновение стали иностранными, т.е. украинскими и так еще по ряду позиций комплектующих. Подходящих российских двигателей для замены не имелось, поэтому оставалось только обратиться к западным поставщикам и предложить потом свои изделия иностранным покупателям. МиГ -АТ привлек внимание французов, которые предложили двигатели "Ларзак" и авионику фирмы "Томпсон". Яковлевский УТС заинтересовал итальянскую " Аэромакки". Правда у итальянцев не было своего двигателя и в компаньоны взяли словацкую фирму, которая предложила свой вариант хорошо знакомого АИ-25ТЛ-DV-2, разработанного для чешского самолета L-59.
Сотрудничество с итальянцами помогло определить необходимость создания на базе спроектированного УТС его учебно-боевой версии, как наиболее востребованной в мире покупателей подобной продукции. Перепроектирование повлекло за собой изменение размеров самолета , изменение геометрии фюзеляжа, крыльев, оперения, авионики ,появлению радиолокатора или оптико-локационного комплекса (по требованию покупателя) и комплекса подвесного вооружения . При работе с " Аэромакки" после объемных совместных испытаний образцов самолета была разработана совместная документация (базовая версия), на основе которой каждая из сторон могла делать свою машину, поскольку командование ВВС обеих стран не желало видеть в своем парке самолеты с "начинкой другой страны.ОКБ им .А.С. Яковлева это устраивало, хотя пришлось отдать часть прав по самолету итальянцам, но зато появились деньги для продолжения работы, без которых программу пришлось бы закрывать вообще. Одновременно совместной разработкой Як-130 правительство России решило вопрос погашения долга перед итальянской стороной. Соглашением сторон были также четко определены зоны продажи самолетов: для итальянцев-страны НАТО, для России- страны СНГ. Оставшееся поле для продажи отдавалось на свободную конкуренцию , у кого лучше получится.. В итоге на международных авиавыставках появились две в чем-то похожие и в то-же время разные машины -российский Як-130 и итальянский М-346.
"Засветился" на азиатских аэрофорумах и китайский сверхзвуковой УТС L-15,(по утверждению прессы КНР- сплошь китайская разработка), в котором угадываются некоторые черты Як-130. Да и есть от чего- в 2000 году китайская авиакорпорация AVIC II обратилась к ОКБ им.А.С.Яковлева с предложением принять участие в проектировании своего сверхзвукового УТС, от чего " яковлевцы" не отказались. Контракт на эти работы был заключен через Рособоронэкспорт, а заработанные средства были направлены фирмой на дальнейшую работу над своими новыми проектами.
Миниатюры
1.jpg   2.jpg   3.jpg   4.jpg   5.jpg  

6.jpg   7.jpg   8.jpg   9.jpg   10.jpg  

__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием

Старый 06.03.2013, 20:20
Helpmaster
Member
 
Аватар для Helpmaster
 
Регистрация: 08.03.2016
Сообщений: 0

По вашему вопросу так же нашлись совпадения, советую почитать

Сверхзвуковой БПЛА Советского Союза - самолет Ту-123
Модель аккумулятора
RC-самолет
Видеорегистратор, модель DVR7204KK

Старый 06.03.2013, 21:31   #2 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,939
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

Продолжние темы пройдет под лозунгом " Каким ты был, таким ты не остался..."Как я писал выше, украинская модельная фирма "Amodel" выпустила в свет пару модельных наборов самолета Як-130 -в его первоначальной конфигурации УТС с острым носом, крылышками на концах крыла для увеличения аэродинамического качества в крейсерском полете и версии УБС-130Д (демонстратор), которая отличалась от первой только дополнительными рамками с пилонами и подвесным вооружением,раскраской в камуфляж, да декалью , при этом планер модели остался без изменений. Прикупив модель этой версии самолета, стал сравнивать ее детали с чертежами сечений фюзеляжа, прорисованными на компоновочных схемах УТС и УБС, крыльев и оперения . В итоге пришлось вырезать из пластика новые крылья, оперение, обозначить на них вихреобразующие клыки. Половинки фюзеляжа склеил и при помощи большого количества шпаклевки и вставок из пластика изменил внешние обводы фюзеляжа, сделав гаргрот и всю заднюю часть самолета более обтекаемыми. Подобным доработкам подверглась нижняя часть фюзеляжа и район выхлопных сопел двигателя. В хвостовой части врезал выхлопной патрубок ВСУ, изготовив его из обрезка антенны. Острый нос срезал, заменив его частью носового кока от разбитого самолета МиГ-23. В кабину изготовил новые приборные доски и установил смоляные кресла от "НеОмега".Наплывы крыла на УБС переместились взад , с переднего переплета фонаря за середину остекления первого пилота. Соответственно пришлось подрезать на эту же величину и воздухозаборники двигателей и бором формировать каналы воздухозаборников. Пилоны под крылья приклеил в соответствии с чертежом. На концы крыльев приклеил контейнеры с аппаратурой РЭБ и кассетами с тепловыми ловушками. Закрыв фонарь маской,запылил модель серебрянкой, которая хорошо выявила все дефекты на поверхности, доработал их и задул модель грунтовкой "Тамия" После сушки задул модель серой краской, в цвет современной окраски ВВС РФ. К сожалению фото промежуточного процесса пропали безвозвратно (хотя в процессе склейки и нанесения шпаклевки ничего нового не было),вашему вниманию я представил фото модели на этапе окончательной доработки перед покраской.
Миниатюры
101.jpg   102.jpg   103.jpg   104.jpg   105.jpg  

106.jpg   107.jpg   108.jpg   109.jpg   110.jpg  

__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.03.2013, 05:14   #3 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,939
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

Нанес на фюзеляж декали из имеющегося набора и задул модель полуглянцевым акриловым лаком.
Миниатюры
201.jpg   202.jpg   203.jpg   204.jpg   205.jpg  

206.jpg   207.jpg   208.jpg   209.jpg   210.jpg  

__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.03.2013, 05:18   #4 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,939
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

И моя полка прибавилась еще одной моделью отечественного самолета.
Миниатюры
301.jpg   302.jpg   303.jpg   304.jpg   305.jpg  

306.jpg   307.jpg   308.jpg   309.jpg   310.jpg  

__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.03.2013, 07:29   #5 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,939
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

И в заключение темы еще немного фото о самолете и его ТТХ.
Миниатюры
1_iiaue-dhaciadh.jpg   2_iiaue-dhaciadh.jpg   3_iiaue-dhaciadh.jpg   4_iiaue-dhaciadh.jpg   5_iiaue-dhaciadh.jpg  

6_iiaue-dhaciadh.jpg   7.jpg   8_iiaue-dhaciadh.jpg   9_iiaue-dhaciadh.jpg   10_iiaue-dhaciadh.jpg  

__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Ads

Яндекс

Member
 
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
Ответ

Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Выкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.




Часовой пояс GMT +4, время: 04:12.

Powered by vBulletin® Version 6.2.5.
Copyright ©2000 - 2014, Jelsoft Enterprises Ltd.