Технический форум

Технический форум (http://www.tehnari.ru/)
-   Моделизм (http://www.tehnari.ru/f174/)
-   -   Вертолетный имитатор лунного корабля ВИ-ЛК М1/72 (http://www.tehnari.ru/f174/t273637/)

Дед Леня 11.12.2022 10:32

Вертолетный имитатор лунного корабля ВИ-ЛК М1/72
 
Вложений: 1
В данной статье речь пойдет о сборке масштабной модели динамического вертолетного имитатора системы управления космического корабля для посадки на поверхность Луны, созданного для тренировки космонавтов на базе вертолета Ми-4.

Дед Леня 11.12.2022 10:53

Вложений: 6
Поскольку я ранее уже прикасался к теме лунной пилотируемой программы СССР (модель Лунного корабля (ЛК) ракетного комплекса Н1-Л3), то захотелось вернуться к ее истокам, к чему меня подвигнул обнаруженный в Сети рисунок, посвященный очередной годовщине со дня испытания ВИ-ЛК. В результате поисков на необъятных просторах Интернета была найдена статья, более-менее подробно освещающая процесс подготовки советских и американских космонавтов/астронавтов к посадке на лунную поверхность, с приведением фото, рисунков и схем. Думаю, что к изготовлению модели тренажера NASA я вернусь как-нибудь попозже (но обязательно вернусь), а сейчас пока уделю все внимание вертолетному имитатору на базе Ми-4. На крайнем снимке вертолет Ми-ЛК в полете, ЛК закрыта защитным кожухом (видимо от посторонних глаз).

Дед Леня 11.12.2022 11:08

Вложений: 7
) В 1965 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) был образован отдел подготовки космонавтов для полета на корабле 7К-Л1. В мае 1966 года Военно-промышленная комиссия утвердила первую группу гражданских космонавтов при Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), а в феврале 1967 года в ЦПК была окончательно сформирована группа для облета Луны. К 1960 году в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) МАП СССР был накоплен большой опыт летных испытаний аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. В течение 1964–1974 гг. в этом институте по инициативе ОКБ-1 (ЦКБЭМ, ныне – ПАО «РКК «Энергия») были проведены экспериментальные исследования в интересах отработки управления посадочным лунным кораблем (ЛК). Подготовка на реальных тренажерах корабля 7К-Л1 началась только в январе 1968 года. Позже в рамках программы «Л-3» командиры отрабатывали управление посадкой на Луну на тренажере, созданном на базе вертолета Ми-4. Было изготовлено два образца тренажера -один с неподвижно закрепленной кабиной ЛК, второй -с кабиной ЛК, установленной в кардановом подвесе. В качестве кабины ЛК для тренажера использовался первый вариант лунного корабля.

Дед Леня 11.12.2022 11:14

Вложений: 2
В сентябре 1966 года по приказу генерала Н.П. Каманина была сформирована группа Л-3, в которую вошли: А. Леонов (командир группы), Ю. Гагарин, А. Николаев, В. Горбатко, Е. Хрунов и В. Шаталов. С октября по декабрь 1966 года А. Леонов и В. Шаталов на динамическом тренажере на базе вертолета Ми-4 отрабатывали процесс посадки ЛК на поверхность Луны. Методика тренировки заключалась в следующем: полет выполнялся с инструктором, вслепую для космонавта, поскольку иллюминаторы перед ним были закрыты шторкой. Инструктор выбирал площадку для посадки, после чего снижал вертолет в режиме авторотации по кривой, близкой к той, по которой должен был спускаться лунный корабль. На высоте около 70 метров инструктор открывал шторку, и космонавт должен был выбрать место, на которое можно было произвести посадку. В распоряжении космонавта было всего 30–40 секунд, исходя из запасов топлива у штатного лунного корабля.
В. Шаталов выполнил 6 посадок, А. Леонов – 9. По программе занятий предполагалось выполнить 40–50 посадок. Однако из-за высокой опасности тренировок их вскоре прекратили.
Следующим шагом стало создание динамических имитаторов посадки на Луну на базе вертолетов Ми-4 . Для моделирования ручного управления ПКА и оценки точности десантирования на поверхность Луны использовались вертолетные имитаторы лунного корабля «ВИ-ЛК», в которых кабина устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа вертолета в кардановом подвесе, обеспечивающим ее поворот относительно двух взаимно перпендикулярных осей для моделирования лунной силы тяжести.
Принципиальное значение в данной схеме имело использование автоматической системы управления не только для моделирования характеристик ПКА, но и для управления движением вертолета. Проведенные в ЛИИ исследования показали эффективность принятой технологии, позволили определить вид оптимальных, в смысле взаимодействия с пилотом, законов управления, дали возможность оценить некоторые особенности управления, связанные с меньшим ускорением силы тяжести на Луне. Была подтверждена возможность успешного выполнения посадки ПКА на Луну с использованием ручного управления. Успешное взаимодействие с головной организацией ОКБ-1 позволило ЛИИ при создании экспериментальной базы использовать в качестве исходных данных фактические характеристики проектируемого ПКА для построения математической модели динамики полета экспериментального аппарата-имитатора лунного корабля «ВИ-ЛК». При выполнении работ, связанных с разработкой приборов и органов управления для имитатора лунной кабины, использовались технические данные аппарата «ЛК-Л3», предоставленные разработчиками из ЦКБЭМ.

Дед Леня 11.12.2022 11:18

Вложений: 6
В качестве модели для конверсии была выбрана модель вертолета Ми-4А в М1/72 от фирмы Hobby Boss.

Дед Леня 12.12.2022 06:41

Вложений: 1
Сборку начинаю с изготовления кабины ЛК в кардановом подвесе. Для работы использован листовой пластик, из которого методом термоформования выдавлены полусферы, нарезаны плоские элементы кардана.

Дед Леня 12.12.2022 06:46

Вложений: 8
Далее все эти элементы склеиваются и собираются в конструкцию кабины, закрепленной в кардановом подвесе с двумя степенями свободы.

Дед Леня 12.12.2022 10:07

Вложений: 7
Для транспортировки ЛК по земле с места хранения до вертолета была изготовлена одноосная тележка. В качестве колесной пары использованы колеса от 37мм зенитного орудия.При установке ЛК в вертолет тележка с кардановым подвесом и ЛК вкатывалась и закреплялась в грузовой кабине вертолета, при этом колеса и половина корпуса ЛК со смотровыми иллюминаторами оставались снаружи грузовой кабины. Элементы управления посадкой в кабине ЛК связывались с системой управления вертолетом.

Дед Леня 12.12.2022 10:25

Вложений: 1
Положение ЛК в грузовой кабине хорошо видно на крайнем снимке.

Fisher 12.12.2022 13:03

Вложений: 1
По фото ну-очь напоминает бетономешалку или установку приготовления смеси для сухой "стяжки" полов. :lol:


Часовой пояс GMT +4, время: 07:08.

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.