Технический форум
Вернуться   Технический форум > Электроника, самоделки и техника > Форум по самоделкам > Моделизм


Ответ
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 11.12.2022, 10:32   #1 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию Вертолетный имитатор лунного корабля ВИ-ЛК М1/72

В данной статье речь пойдет о сборке масштабной модели динамического вертолетного имитатора системы управления космического корабля для посадки на поверхность Луны, созданного для тренировки космонавтов на базе вертолета Ми-4.
Миниатюры
0.jpg  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
3 пользователя(ей) сказали cпасибо:
Fin_x (23.12.2022), kylan (12.12.2022), ser69 (23.01.2023)

Старый 11.12.2022, 10:32
Helpmaster
Member
 
Аватар для Helpmaster
 
Регистрация: 08.03.2016
Сообщений: 0

Эти ссылки могут раскрыть глаза на решение проблемы

Разработка автопилота для прикормочного корабля
Один из вариантов компоновки лунного микроспутника. Тардис таки полетит!
Имитатор датчика коленвала

Старый 11.12.2022, 10:53   #2 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

Поскольку я ранее уже прикасался к теме лунной пилотируемой программы СССР (модель Лунного корабля (ЛК) ракетного комплекса Н1-Л3), то захотелось вернуться к ее истокам, к чему меня подвигнул обнаруженный в Сети рисунок, посвященный очередной годовщине со дня испытания ВИ-ЛК. В результате поисков на необъятных просторах Интернета была найдена статья, более-менее подробно освещающая процесс подготовки советских и американских космонавтов/астронавтов к посадке на лунную поверхность, с приведением фото, рисунков и схем. Думаю, что к изготовлению модели тренажера NASA я вернусь как-нибудь попозже (но обязательно вернусь), а сейчас пока уделю все внимание вертолетному имитатору на базе Ми-4. На крайнем снимке вертолет Ми-ЛК в полете, ЛК закрыта защитным кожухом (видимо от посторонних глаз).
Миниатюры
1.jpg   2.jpg   3.png   4.jpg   5.jpg  

6.png  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2022, 11:08   #3 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

) В 1965 году в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) был образован отдел подготовки космонавтов для полета на корабле 7К-Л1. В мае 1966 года Военно-промышленная комиссия утвердила первую группу гражданских космонавтов при Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ), а в феврале 1967 года в ЦПК была окончательно сформирована группа для облета Луны. К 1960 году в Летно-исследовательском институте (ЛИИ) МАП СССР был накоплен большой опыт летных испытаний аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. В течение 1964–1974 гг. в этом институте по инициативе ОКБ-1 (ЦКБЭМ, ныне – ПАО «РКК «Энергия») были проведены экспериментальные исследования в интересах отработки управления посадочным лунным кораблем (ЛК). Подготовка на реальных тренажерах корабля 7К-Л1 началась только в январе 1968 года. Позже в рамках программы «Л-3» командиры отрабатывали управление посадкой на Луну на тренажере, созданном на базе вертолета Ми-4. Было изготовлено два образца тренажера -один с неподвижно закрепленной кабиной ЛК, второй -с кабиной ЛК, установленной в кардановом подвесе. В качестве кабины ЛК для тренажера использовался первый вариант лунного корабля.
Миниатюры
7.png   8.jpg   9.jpg   10.png   11.png  

12.jpg   13.png  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2022, 11:14   #4 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

В сентябре 1966 года по приказу генерала Н.П. Каманина была сформирована группа Л-3, в которую вошли: А. Леонов (командир группы), Ю. Гагарин, А. Николаев, В. Горбатко, Е. Хрунов и В. Шаталов. С октября по декабрь 1966 года А. Леонов и В. Шаталов на динамическом тренажере на базе вертолета Ми-4 отрабатывали процесс посадки ЛК на поверхность Луны. Методика тренировки заключалась в следующем: полет выполнялся с инструктором, вслепую для космонавта, поскольку иллюминаторы перед ним были закрыты шторкой. Инструктор выбирал площадку для посадки, после чего снижал вертолет в режиме авторотации по кривой, близкой к той, по которой должен был спускаться лунный корабль. На высоте около 70 метров инструктор открывал шторку, и космонавт должен был выбрать место, на которое можно было произвести посадку. В распоряжении космонавта было всего 30–40 секунд, исходя из запасов топлива у штатного лунного корабля.
В. Шаталов выполнил 6 посадок, А. Леонов – 9. По программе занятий предполагалось выполнить 40–50 посадок. Однако из-за высокой опасности тренировок их вскоре прекратили.
Следующим шагом стало создание динамических имитаторов посадки на Луну на базе вертолетов Ми-4 . Для моделирования ручного управления ПКА и оценки точности десантирования на поверхность Луны использовались вертолетные имитаторы лунного корабля «ВИ-ЛК», в которых кабина устанавливалась в хвостовой части фюзеляжа вертолета в кардановом подвесе, обеспечивающим ее поворот относительно двух взаимно перпендикулярных осей для моделирования лунной силы тяжести.
Принципиальное значение в данной схеме имело использование автоматической системы управления не только для моделирования характеристик ПКА, но и для управления движением вертолета. Проведенные в ЛИИ исследования показали эффективность принятой технологии, позволили определить вид оптимальных, в смысле взаимодействия с пилотом, законов управления, дали возможность оценить некоторые особенности управления, связанные с меньшим ускорением силы тяжести на Луне. Была подтверждена возможность успешного выполнения посадки ПКА на Луну с использованием ручного управления. Успешное взаимодействие с головной организацией ОКБ-1 позволило ЛИИ при создании экспериментальной базы использовать в качестве исходных данных фактические характеристики проектируемого ПКА для построения математической модели динамики полета экспериментального аппарата-имитатора лунного корабля «ВИ-ЛК». При выполнении работ, связанных с разработкой приборов и органов управления для имитатора лунной кабины, использовались технические данные аппарата «ЛК-Л3», предоставленные разработчиками из ЦКБЭМ.
Миниатюры
14.jpg   15.jpg  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 11.12.2022, 11:18   #5 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

В качестве модели для конверсии была выбрана модель вертолета Ми-4А в М1/72 от фирмы Hobby Boss.
Миниатюры
16.jpg   17.jpg   18.jpg   19.jpg   20.jpg  

21.jpg  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Ads

Яндекс

Member
 
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
Старый 12.12.2022, 06:41   #6 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

Сборку начинаю с изготовления кабины ЛК в кардановом подвесе. Для работы использован листовой пластик, из которого методом термоформования выдавлены полусферы, нарезаны плоские элементы кардана.
Миниатюры
21-1.jpg  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.12.2022, 06:46   #7 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

Далее все эти элементы склеиваются и собираются в конструкцию кабины, закрепленной в кардановом подвесе с двумя степенями свободы.
Миниатюры
22.jpg   23.jpg   24.jpg   25.jpg   26.jpg  

27.jpg   28.jpg   29.jpg  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.12.2022, 10:07   #8 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

Для транспортировки ЛК по земле с места хранения до вертолета была изготовлена одноосная тележка. В качестве колесной пары использованы колеса от 37мм зенитного орудия.При установке ЛК в вертолет тележка с кардановым подвесом и ЛК вкатывалась и закреплялась в грузовой кабине вертолета, при этом колеса и половина корпуса ЛК со смотровыми иллюминаторами оставались снаружи грузовой кабины. Элементы управления посадкой в кабине ЛК связывались с системой управления вертолетом.
Миниатюры
30.jpg   31.jpg   32.jpg   33.jpg   34.jpg  

35.jpg   11.png  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.12.2022, 10:25   #9 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию

Положение ЛК в грузовой кабине хорошо видно на крайнем снимке.
Миниатюры
7.png  
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Старый 12.12.2022, 13:03   #10 (permalink)
Fisher
Member
 
Регистрация: 09.01.2014
Адрес: Казань
Сообщений: 6,172
Сказал(а) спасибо: 32
Поблагодарили 3 раз(а) в 2 сообщениях
Репутация: 33698
По умолчанию

По фото ну-очь напоминает бетономешалку или установку приготовления смеси для сухой "стяжки" полов.
Миниатюры
32.jpg  
__________________
Нешто я да не пойму? При моём-то при уму?.. Чай, не лаптем щи хлебаю! Сображаю, что к чему.
Fisher вне форума   Ответить с цитированием
Ads

Яндекс

Member
 
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Выкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.




Часовой пояс GMT +4, время: 20:13.

Powered by vBulletin® Version 6.2.5.
Copyright ©2000 - 2014, Jelsoft Enterprises Ltd.