Прародитель семейства"Су-27"-самолет "Т-10"
Вложений: 1
В данной теме речь пойдет о сборке масштабной (М1:72) модели одного из промежуточных вариантов компоновки (Т-10-10/11) истребителя, в дальнейшем получившего название Су-27.
|
Вложений: 4
В начале темы-небольшая историческая справка о ходе создания самолета.
В конце 1960-х в ряде стран началась разработка перспективных истребителей четвёртого поколения. Первыми к решению этой проблемы приступили в США, где ещё в 1965 году был поставлен вопрос о создании преемника тактического истребителя F-4C «Фантом». В марте 1966 года была развёрнута программа FX (Fighter Experimental). Проектирование самолёта по уточнённым требованиям началось в 1969 году, когда самолёт и получил обозначение F-15 «Игл» (англ. Eagle). Победителю конкурса по работе над проектом, фирме «Макдоннел Дуглас», 23 декабря 1969 был выдан контракт на постройку опытных самолётов, а в 1974 году появились первые серийные истребители F-15A «Игл» и F-15B. В качестве ответа в СССР была развёрнута программа разработки перспективного фронтового истребителя (ПФИ) на конкурсной основе. К теме были подключены три конструкторских бюро. Первоначально ОКБ Сухого в программе не участвовало, однако ещё в 1969 году в ОКБ Сухого были выполнены первичные проработки по теме ПФИ, и в начале 1971 года было принято официальное решение о начале работ над изделием Т-10. Техническое задание на вновь создаваемую машину было ориентировано на превосходство над F-15. Тактика воздушного боя предусматривала в том числе и ближний манёвренный бой, вновь признанный на тот момент основным элементом боевого применения истребителя. В 1972 году состоялись два научно-технических совета с представителями «фирм» Сухого, Яковлева и Микояна, по результатам которых проекты Як-45 и Як-47 выбыли из конкурса. Руководство КБ МиГ вышло с предложением разделить программу ПФИ и создавать параллельно два истребителя — тяжёлый и лёгкий, с максимальной унификацией оборудования, что ускорит и удешевит производство и позволит иметь в стране парк двух типов самолётов, ориентированных каждый на свои задачи. Первый прототип Т-10-1. Для повышения манёвренных качеств самолёт имеет заднюю центровку, предполагающую продольную статическую неустойчивость и электродистанционную систему управления (ЭДСУ). Была выбрана схема с интегральной компоновкой. В прототипе применено крыло с криволинейной передней кромкой (без отклоняемых носков) и развитым корневым наплывом, что даёт преимущество для крейсерского полёта на сверхзвуке. Кили размещены на верхних поверхностях мотогондол. Опытный образец самолёта (получивший название Т-10-1) был построен с двигателями АЛ-21Ф-З и поднялся в воздух 20 мая 1977 (пилот — заслуженный лётчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин). На самолёте проводились испытания на общую работоспособность, на устойчивость и управляемость. Выполнено 38 полётов, произведены доработки, в частности, на законцовки консолей и кили установлены противофлаттерные грузы в виде штырей. Система вооружения на него не устанавливалась. В настоящее время данный самолет находится в экспозиции Музея ВВС в Монино. |
Вложений: 2
Самолёт Т-10-2 был построен в 1978 году. В одном из полётов на проверку передаточных коэффициентов продольного управления, пилотируемый Героем Советского Союза Евгением Соловьёвым, самолёт попал в продольную раскачку и разрушился. Лётчик погиб[5].
На Т-10-3 уже были установлены двигатели АЛ-31Ф, пока с нижним расположением агрегатов. Начиная с 3-го варианта кили приобрели V-образный вид.Первый полёт выполнен в августе 1979 года. На Т-10-4 установили ещё и опытную РЛС «Меч», при этом изменился обвод носового конуса и форма фонаря кабины пилота. На Т-10-10 проходило испытание вооружения самолета. По окончании испытательных полетов самолет был передан в Васильковское авиационно-техническое училище, а затем в музей при Луганском АВЗ Украины, где он и находится в настоящее время. В 1979 году в опытной эксплуатации находилось три самолёта, а также было начато производство установочной партии самолётов на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Были построены пять самолётов, которые именовались «Су-27 тип Т-10-5» и использовались для лётных испытаний и отработок оборудования и вооружения. В это время стали поступать данные об американском F-15. Выяснилось, что по ряду параметров машина не отвечает техническому заданию и значительно уступает F-15. Тенденция к ухудшению ЛТХ нового самолёта наметилась ещё в 1976 году при продувке моделей Т-10 в аэродинамической трубе в СибНИА. При проектировании не удалось в полной мере реализовать теоретические разработки в области аэроупругости, включая флаттер, уже апробированные в ЦАГИ, из-за отсутствия высокопроизводительной вычислительной техники. Результаты исследований значительно отставали от темпа постройки самолёта. Кроме того, разработчики электронной аппаратуры не уложились в отведённые им массогабаритные рамки, и самолёт получил бы переднюю центровку. Не удалось реализовать заданный расход топлива. Не работала нормально РЛС. Возникла нелёгкая дилемма — либо довести машину до серийного производства и сдать заказчику в существующем виде, либо предпринять радикальную переработку всей машины. Было принято решение начать создание самолёта практически с нуля, не выпускать в серию машину, отстающую по своим характеристикам от главного конкурента[7]. |
Вложений: 1
Т-10С В кратчайшие сроки была разработана новая машина, в конструкции которой были учтены опыт разработки Т-10 и полученные экспериментальные данные. И 20 апреля 1981 года опытный самолёт Т-10-7 (другое обозначение Т-10С-1, то есть первый серийный), пилотируемый В. С. Ильюшиным поднялся в небо.
Машина была значительно изменена, почти все узлы созданы «с нуля». На Т-10 законцовки крыла и корневые наплывы были скруглёнными (как на МиГ-29), на Т-10С крыло полностью трапециевидной формы с отклоняемыми носками, с остроугольными корневыми наплывами, флаперонами вместо закрылков и элеронов. Роль противофлаттерных грузов на консолях играют пусковые устройства ракет «воздух-воздух». Количество узлов подвески увеличилось с 8 до 10[8]. На Т-10 кили располагались над двигателями, теперь двигатели АЛ-31Ф расположены по бокам, как на F-15 и имеют верхнее расположение агрегатов. Носовая стойка шасси отодвинута на 3 метра назад, чтобы брызги с колеса не попадали в воздухозаборники. Ранее тормозные щитки находились в нижней части фюзеляжа, но при их выпускании на самолёте начиналась тряска. На Т-10С тормозной щиток установлен за кабиной лётчика, фонарь кабины не сдвигается назад, а открывается вверх-назад, как на F-15. Изменены обводы носовой части самолёта. Полученные при испытаниях данные показали, что создан самолёт, не уступающий, а по некоторым параметрам превосходящий F-15. Хотя не обошлось без катастроф: во время полёта 23 декабря 1981 года на скорости 2300 км/ч в критическом режиме из-за разрушения носовой части самолёта погиб лётчик-испытатель Александр Сергеевич Комаров. 16 июля 1983 года под Ахтубинском при прочностных испытаниях, на высоте 1000 м и при максимальной приборной скорости свыше 1000 км/час, разрушился носок и часть консоли крыла самолёта, который пилотировал Н. Садовников. Только благодаря большому мастерству лётчика-испытателя, впоследствии Героя Советского Союза (1988 г.), мирового рекордсмена (1987—1988 гг.), полёт завершился благополучно. Н. Ф. Садовников, удерживая самолёт на скорости 350 км/час, которая превышает посадочную почти на 100 км/час, посадил на аэродром повреждённый самолёт, — без большей части консоли крыла, с обрубленным килем, — и тем самым предоставил бесценный материал разработчикам машины (в схожих обстоятельствах 25.05.84 был потерян Т-10-21 в ЛИИ, лётчик катапультировался). Причиной был большой шарнирный момент предкрылка. Самолёт был доработан: усилена конструкция крыла и планера в целом, уменьшена площадь предкрылка[4]. В дальнейшем самолёт подвергался многочисленным доработкам, в том числе и в процессе серийного производства. На фото-синим цветом обозначен контур Т-10 , красным-контур серийного Су-27 |
Вложений: 6
Год назад в сети появились рендеры модели самолета Т-10-10/11 в М 1:72 от украинской модельной фирмы "Модел Свит". Уже по ним было видно, что ребята взяли в качестве образца для модели экспонат из музея в Луганске.
|
Вложений: 10
Как поется в песне В. Высоцкого " не пройдет и полгода...", так и у меня вскоре появилась данная коробочка с содержимым, в которую наряду с литниками была вложена отлично выполненная инструкция по сборке модели.
|
Вложений: 3
И цветные вкладыши с тремя вариантами раскраски модели.
|
Вложений: 10
Надпись в инструкции по сборке гласит, что модель выполнена методом ЛНД (литье под низким давлением), но при обзоре литников этого не замечаешь. Настолько четко и чисто выполнено литье, что может дать фору некоторым фирмам, использующим литьевые машины высокого давления. Остается только снять шляпу и отвесить глубокий поклон производителям модели!
|
Вложений: 10
Помимо рамок с литьем, в наборе присутствует рамка с фонарями кабины пилота в открытом и закрытом виде, а также небольшая плата с фотоэчетом, маски для окраски фонаря и декаль на три варианта.
|
Вложений: 10
Конечно очень хотелось бы собрать самый первый вариант самолета, но поскольку там очень большой объем переделок- придется перепиливать всю носовую часть и делать новый фонарь кабины, то остановимся пока на том варианте, что предложил производитель модели и соберем "модель из коробки", т.е. Т-10-10/11.
Дело начинаем, следуя шагам инструкции. Первым на сборочном стапеле- кресло пилота К-36. На литьевой рамке-25 деталей, из которых задействованы в сборке 21 деталь. Да еще пара привязных ремней на плате фотоэчета. В своей практике такого количества сборных деталей для кресла пилотов в масштабе 1:72 я не встречал никогда (наверное и в 48 масштабе -это редкость. Вот если только сравнить с 32 масштабом...). В 72 масштабе их можно сравнивать только с отливками из смолы, а здесь ЛНД. Чудеса! Следуя шагам инструкции и постепенно вычленяя детали из рамки, произвожу их склейку, что довольно затруднено делать при размерах моих пальцев и размерах деталей. В конечном итоге получилось приличное кресло, осталось покрасить. |
Часовой пояс GMT +4, время: 22:51. |
Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.