|
Главная | Правила | Регистрация | Дневники | Справка | Пользователи | Календарь | Поиск | Сообщения за день | Все разделы прочитаны |
|
Опции темы | Опции просмотра |
25.05.2011, 12:53 | #1 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
Часы-пропеллер или реализованная мечта
Я этой идеей загорелся несколько лет назад, когда увидел работу этих часов на You Tube. Реализация задумки осложнялась тем, что все схемы, а их в интернете просто навалом, реализованы на PIC-контроллерах, а у меня до сих пор не получалось его прошить. Я перепробовал кучу программаторов но, либо руки у меня кривые, либо так на тот момент звёзды встали, однако все мои попытки не увенчались успехом. А схем на микроконтроллерах фирмы "Atmel", с программированием которых у меня проблем не возникает, я так не нашёл. Пытался сподвигнуть знакомых программистов на написание программы для AVR, но не нашли отклика в их душах. Может идея так и осталась бы похороненной под обломками рухнувшей надежды, но недавно стал просматривал свою коллекцию всевозможных схем на дисках, которые я купил на барахолке. Так вот на одном из дисков нашлась схема очень простого программатора и, как уверялось теми, кто её повторил, схема работает отлично и не требует большого количества деталей. Ну, спаять такую плату - дело пятнадцати минут. Но одной платы мало, для прошивки потребуется программа для компьютера. Я остановил свой выбор на бесплатной программе IC-Prog. IC-Prog 1.05D.rar После установки, программа потребует некоторой настройки. При первом запуске, откроется окно, в нём надо указать, что для работы программатора надо использовать драйвер Windows. Если это окно не открылось, или вы прозевали этот момент, то не всё потеряно: выбираем settings => options, нажимаем вкладку "Настройки" и устанавливаем так, как на картинке. Ещё можно включить русский язык: settings/options/language и выбираем из списка русский. Далее опять открываем "Настройки", выбираем "Опции" и выставляем всё, как на картинках. На этом настройку программы можно завершить.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
25.05.2011, 12:53 | |
Helpmaster
Member
Регистрация: 08.03.2016
Сообщений: 0
|
Ознакомьтесь с этими ссылками Часы-пропеллер. Вариант Light Есть давняя мечта - проектор вместо монитора Ещё одни часы Надпись-пропеллер Часы-пропеллер. Кавер-версия |
25.05.2011, 13:00 | #2 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
Теперь немного о самом процессе программирования. Вставляем микроконтроллер в панельку, подключаем программатор к COM-порту и подаём питание 12 вольт. Открываем программу IC-Prog 1.05d, в окошке справа надо указать тип используемой микросхемы, в данном случае PIC 16F84A, нажимаем на кнопку "Читать микросхему"
Если на микросхеме есть какая-то программа, то память микроконтроллера надо стереть нажав на кнопку "Стереть микросхему". Теперь открываем файл прошивки. Остаётся только нажать кнопку "Программировать микросхему" и начнётся процесс программирования. Да, ещё надо не забыть указать, что используется внешний кварц. Теперь пришло время рассказать о самой схеме часов и прошивках. Как я уже говорил, схем просто видимо-невидимо. Но эта конструкция сделана на контроллере PIC16F84A-04i/P, сама схема очень проста и не требует особых пояснений. Для реализации этого проекта потребуется именно эта микросхема, есть ещё аналоги, но они для данной схемы не подходят. В качестве датчика можно использовать любой фотодиод или фототранзистор. Катушка содержит 90 витков провода диаметром 0.3 миллиметра. Для этой схемы есть несколько вариантов прошивок: индикация часов и минут для дисплея на светодиодах диаметром 5 миллиметров, часы и минуты для дисплея на светодиодах диаметром 3 миллиметра и часы, минуты и секунды для дисплея на светодиодах 3 миллиметра. Прошивки.rar Я сделал дисплей на светодиодах диаметром 5 миллиметров для возможно большего размера цифр, но кто-то может захотеть сделать небольшое устройство. Кстати, прошивка с секундами работает и на больших светодиодах, просто изображение растягивается на три четверти оборота и становится неудобным для обзора. При изготовлении этих часов я сразу решил отказаться от использования скользящего контакта для питания часов, решено было использовать вращающийся трансформатор. Конструкция его очень проста: это две вложенные одна в другую катушки, на неподвижную подаётся высокочастотное напряжение, а на вращающейся наводится ЭДС, которая и питает схему. Вот простая схема генератора ВЧ-напряжения для питания неподвижной катушки. Подстроечники служат для точной настройки генератора. Катушка наматывается проводом диаметром 0.5 миллиметра и содержит 40 витков.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
25.05.2011, 13:09 | #3 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
Так, со схемами разобрались, пора переходить к самой конструкции.
В качестве двигателя был использован мотор от вентилятора процессора Intel, дело в том, что это очень качественный мотор и способен работать годами, узел вращения изготовлен на шариковых подшипниках, а ротор изготовлен из стали. Но можно и применить что-то более дешёвое, вопрос только в том, как долго прослужит устройство без ремонта. Вентилятор надо аккуратно разобрать и удалить всё ненужное. В качестве основной опоры я применил алюминиевую трубу диаметром пятьдесят миллиметров. С одной стороны сделана расточка под катушку статора. Далее я изготовил из оргстекла каркас для катушки ротора. Если кому не под силу его выточить, то его можно склеить из картона или же просто намотать провод на ротор - от этого ничего в работе не поменяется, но это, на мой взгляд, не путь джедая. Я не ищу лёгких путей. Каркас закрепляется на роторе, в котором я уже просверлил три отверстия для крепления вращающегося узла. Осталось только намотать саму катушку. Мотать следует аккуратно, укладывая провод виток к витку. Глубина катушки всего 2.5 миллиметра, и весь провод может просто не уместиться. Провод довольно тонкий и существует возможность его сломать в процессе изготовления устройства, по этому я сделал выводы гибким проводом марки МГТФ. Аналогичным способом изготавливаю каркас для первичной катушки трансформатора. Каркас получился очень тонким, для намотки его пришлось насадить на оправку. Если этого не сделать, то каркас будет сильно деформироваться от давления провода и может сломаться. После намотки, саму катушку надо смазать лаком для того, чтобы закрепить витки и не дать им размотаться. Примеряю катушку в гнездо. Вышло довольно точно по размеру, катушка заходит в гнездо с небольшим трением, что позволит её держаться без дополнительной фиксации. Далее сделал обойму для крепления статора двигателя.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
25.05.2011, 13:14 | #4 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
Паз в боковине обоймы нужен для того, чтобы пропустить провода катушки.
Двигатель вклеивается в обойму эпоксидной смолой. В боковой части стойки имеется стопорный винт, это позволит зафиксировать обойму на нужной высоте и свести зазоры к минимуму. На следующем снимке изображён процесс сборки. Для начала устанавливаем ротор с катушкой на своё место, потом продеваем в окно провода от неподвижной катушки и всю конструкцию вдвигаем в трубку. Вот так проходят провода, если посмотреть внутрь. Центровка катушек получилась на достаточно высоком уровне. Основание корпуса изготовил из алюминия, оно же послужит теплоотводом для стабилизатора и транзистора. Стоит обратить внимание на то, что транзистор надо изолировать от теплоотвода, иначе происходит короткое замыкание. Транзистор и стабилизатор впаяны в плату с разных сторон, что позволило использовать из в качестве элементов крепления самой платы. Трубка корпуса просто надвинется на плату и зафиксируется стопорным винтом. Настал черёд настройки генератора. Для этого к подвижной катушке надо временно припаять диодный мост и сглаживающий конденсатор. В качестве нагрузки и индикации работы используется светодиод с резистором 1 кОм. После этого можно подавать питающее напряжение. Сам двигатель пока не подключаем, подпаиваются только обмотки трансформатора. Схема очень проста и надёжно запускается, но потребует небольшой настройки. На выход моста надо подключить тестер и вращением подстроечников добиться максимального напряжения на выходе. Я добился напряжения 12.8 вольта, при этом потребляемый ток составил 280 миллиампер. В основании просверлил отверстие для питающего провода и стопорного винта.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
25.05.2011, 13:20 | #5 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
В боковой части трубки устанавливаю выключатель для того, чтобы можно было остановить двигатель и выставить показания времени. Я не стал заморачиваться со всякими дистанционными пультами и им подобными устройствами. Установка времени не требуется ежеминутно, по этому не составит труда выставить его вручную. Есть, конечно, один минус - устанавливать приходится вслепую, но это плата за простоту конструкции. Хотя и вслепую установить не очень-то трудно. Три кнопки управления позволяют сделать это за несколько нажатий.
Теперь сделал корпус для платы часов. Он крепится на трёх винтах, в боковой стенке имеются отверстия с резьбой для крепления штанг индикатора и противовеса. На штанге противовеса имеются две лыски, которые не дадут смещаться индикатору, который изготовлен из П-образного профиля. В профиле необходимо посверлить отверстия для крепления светодиодов. Штанги так же изготовлены из алюминия, при этом штанга индикатора представляет собой трубку для пропускания проводов от светодиодов. Крышка отсека так же выполнена из алюминия. На этом снимке можно рассмотреть отверстие под фотодиод в нижней части корпуса около шланги противовеса. Теперь изготавливаю кожух датчика. Он крепится на боковой части трубки при помощи одного винта М3, внутрь будет вставляться инфракрасный светодиод. Для того, чтобы скрыть торчащий крепёжный винт, было изготовлено полукольцо, которое с некоторым натягом одевается на кожух. Вот как это выглядит в сборе.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
Ads | |
Member
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
|
25.05.2011, 13:30 | #6 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
Светодиоды закрепляются в отверстиях и распаиваются в соответствии со схемой, а провода пропускаются в трубку.
В центр корпуса ввинчена резьбовая стойка, на которую одевается плата, на дно корпуса нужно положить диск из изолирующей плёнки. Плата прижимается при помощи резьбовой втулки. Крышка с кнопками крепится декоративным винтом. В итоге всё закреплено всего одним винтом, что упростило конструкцию. Теперь несколько слов о противовесе. В моём случае, это довольно сложная система, дело в том, что я сделал детали устройства достаточно массивными, и для балансировки требуются значительные усилия. Можно плату светодиодов изготовить из стеклотестолита, в этом случае такая сложная конструкция не понадобится. Мой же противовес может перемещаться по штанге во всех плоскостях и способен компенсировать любой дисбаланс. Последним штрихом приклеиваю замшевые кружочки на ножки. Кстати, о ножках. Их сделано три штуки, это позволит не шататься устройству на любой поверхности. В качестве источника питания использован недорогой и очень маленький импульсник.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
25.05.2011, 13:34 | #7 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
Вот и всё, осталось только посмотреть на результат работы.
Это общий вид. Подаём питание - два синих светодиода по краям подключены напрямую и сразу начинают светиться. А теперь запускам двигатель. А так это смотрится в темноте и при приглушённом свете. А это видео работы чсов. Спасибо за просмотр! Можете критиковать.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
25.05.2011, 14:55 | #9 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
Ну, место для критики всегда найдётся.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
25.05.2011, 15:06 | #10 (permalink) |
Member
Регистрация: 03.11.2009
Сообщений: 749
Записей в дневнике: 7
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 394
|
А где можно достать такой П-образный профиль?
|
Ads | |
Member
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
|
Опции темы | |
Опции просмотра | |
|
|