31.07.2016, 08:58 | #1 (permalink) |
Member
Регистрация: 11.04.2007
Адрес: Санкт-Петербург
Сообщений: 40,320
Записей в дневнике: 73
Сказал(а) спасибо: 885
Поблагодарили 2,792 раз(а) в 431 сообщениях
Репутация: 186775
|
Уступить место в общественном транспорте: право или обязанность?
В Северо-Западный правовой центр (СЗПЦ) «Человек и Закон» прислали видео, снятое в одном из петербургских автобусов, где пассажиры просят молодого человека, сидящего под табличкой «Места для пассажиров с детьми, инвалидов, беременных женщин и лиц пожилого возраста», уступить место бабушке, однако гражданин просьбам окружающих не внимает и равнодушно смотрит в окно. Автор видеоролика интересуется: закреплена ли обязанность уступать места в общественном транспорте в каких-либо нормативных актах, и предусмотрено ли наказание за игнорирование этого правила? Побеседовав с экспертами, мы разобрались во всех тонкостях данного вопроса. Норма морали Необходимость уступать места является одним из правил пользования пассажирским транспортом, закреплённых Приказом администрации Санкт-Петербурга от 18 декабря 1997 года. «Пассажиры и работники наземного пассажирского транспорта должны бережно относиться к подвижному составу, зданиям и сооружениям на промежуточных и конечных остановочных пунктах, соблюдать чистоту, общественный порядок, требования настоящих Правил и быть взаимовежливыми, — говорится в документе. — Информация о местах для пассажиров с детьми, с детскими колясками, инвалидов, беременных женщин и лиц пожилого возраста (обозначенная соответствующими пиктограммами) и об обязанности освобождать их для указанных лиц размещается в салоне транспортного средства». Однако, как сообщили в Комитете по транспорту Санкт-Петербурга, за несоблюдение этого правила никакого административного наказания не предусмотрено. Эту информацию подтвердили и в учреждении «Организатор перевозок». «Никаким законом, нормативным актом не установлено, что за непредоставление места для человека старшего возраста либо инвалида следует какое-либо административное наказание, — пояснил руководитель пресс-службы СПб ГКУ «Организатор перевозок» Роман Агапитов. — В данном случае это всё переходит из юридического поля в этическое. То есть разговор идёт уже об этике, о воспитании, о культуре поведения. И в метро, и в наземном транспорте есть специальные стикеры, обозначающие места для беременных, для пожилых, для инвалидов. Эти места предназначены специально для вышеперечисленных категорий граждан. Причём в наземном транспорте, как правило, они располагаются в низкопольной части подвижного состава, чтобы не надо было далеко подниматься». Таким образом, необходимость предоставления мест прописана в правилах пользования и отмечена в указателях над сидениями для определённой категории пассажиров, но какого-либо наказания за отступление от этих правил нет. Уступать место или нет – норма этики и морали, а не положение закона. Поэтому единственное, что может последовать за её неисполнением – это общественное осуждение. Блюстители нравственности Но если правила пользования общественным транспортом всё же содержат требование уступать места, следит ли кто-нибудь из сотрудников транспортной компании за его исполнением? Роман Агапитов отметил, что эту функцию может выполнять кондуктор. «Кондуктор, конечно, может подойти и попросить уступить место пожилому человеку, но следить и не пускать здоровых людей на места для инвалидов не входит в его прямые обязанности. Сделать замечание кондуктор может, но это ни к чему, как правило, не приводит. У кондукторов и без того очень много работы, поэтому зачастую они сами не видят, что у них на местах для мам с колясками сидят здоровые лбы», — заключил эксперт. В то же время есть немало людей, готовых вступиться за мучающихся в давке пенсионеров и отстоять их право на комфортный проезд в общественном транспорте. Иногда это сами пожилые люди, а порой – просто неравнодушные граждане наподобие тех, что прислали нам видеоролик. Но эти истории не всегда оканчиваются торжеством справедливости. Писатель и журналист Евгений Коган стал очевидцем вопиющего случая, когда, набросившись на молодого человека, «борцы за справедливость» вдруг с ужасом обнаружили, что он инвалид. Под натиском негодующей толпы парень уступил-таки место пожилому человеку, а сам, прихрамывая на негнущуюся ногу (очевидно, протез) протиснулся к дверям и вышел на следующей остановке. «Надо было видеть лица поборников нравственности: они вдруг осознали, что не могут получить удовольствие от собственной победы», — заключил Евгений Коган. О похожей ситуации рассказала и председатель региональной общественной организации «Союз защиты пожилых людей Санкт-Петербурга» Нина Михайловна Анисимова. «Я вошла в автобус, все места были заняты, в том числе и там, где написано «для пожилых». Мне 79 лет. На местах для пожилых сидел молодой человек, лет 13-ти. Рядом сидит женщина, причём моложе меня намного – возможно, мама. И я этому молодому человеку тихо говорю, что пожилым уступают место и указала на картинку. Молодой человек встал, и я, поблагодарив его, села. Когда я вышла на своей остановке, меня догнала женщина и со злостью сказала: «Вы не ленинградка! Потому что так не делают! Он больной человек». Я ответила, что я истинная ленинградка, но не стала вступать в полемику. После этого ходила несколько дней с таким неприятным осадком! А ведь в автобусе рядом со мной сидела молодая женщина, сопровождающая того парня, — скорее всего, мама. Она могла встать и уступить своему ребёнку место». Выходит, у каждого – своя правда. И не всегда слова поборников нравственности приводят к желаемому результату. Порой инициатива этих людей оборачивается против них же самих. Такой случай произошёл 26 июля в Петербурге. Молодой человек, ехавший в вагоне поезда метро со своей беременной супругой, попросил мужчину спортивного телосложения уступить место женщине с сумкой. Но крепкий гражданин решил не сдавать своё место без боя, – и отстаивающего права женщин молодого человека в итоге госпитализировали с переломом руки и гематомами лица. Сейчас агрессора ищет полиция. Ему грозит уголовное наказание. Но целесообразно ли вводить для не распускающих руки принципиальных граждан, отказывающихся уступать места пенсионерам административную ответственность? Со школьной скамьи Нина Михайловна Анисимова считает, что в принятии такой меры нет никакого смысла. «Я думаю, что это не поможет. Это только будет злить и бесить, потому что очень много среди тех, кто не уступает, не просто невоспитанных, но и душевно больных людей». Между тем эксперт напоминает, что в России уважение к старшим – принятая норма поведения. А потому воспитывать её нужно с детства. В школах должен появиться специальный предмет – «этика». Чтобы можно было всем детям с ранних лет прививать культуру поведения, в том числе и в общественном транспорте. «Учить этике нужно с первого класса, а, возможно, и с детского сада — как сейчас учат правилам дорожного движения. Только тогда мы можем воспитать людей, уважающих старость». Но сейчас, по словам Нины Михайловны, детей крайне редко учат уступать места пожилым людям. И в невежестве подрастающего поколения зачастую виноваты сами родители. «Родители ведь этому не учат. Они, скорее, посадят ребёнка, которому уже 12 лет, а сами будут стоять». Как бы там ни было, человек, уступивший место другому (и не важно, кому – пенсионеру ли, румяному карапузу с ранцем или просто молодой девушке с тяжёлыми сумками), безусловно, достоин уважения. Но заслуживает ли он порицания, если так не поступил? — Вопрос спорный. Как и тот, целесообразно ли вводить штрафные или иные санкции для таких лиц. Ведь говорить о нравственности и высокой культуре человека стоит лишь тогда, когда он действует не из страха осуждения или опасения быть оштрафованным, а из моральных побуждений и желания помочь людям. Анастасия Вербицкая Фото: СЗПЦ «Человек и Закон» Источник: Человек и закон А что вы думаете по этому поводу? P.S. Судя по комментам к ролику, таких вот индивидуумов у нас уже очень много.
__________________
Пингвин птица гордая, пока не пнёшь - не полетит. |
Пользователь сказал cпасибо: | Счастье (31.07.2016) |
31.07.2016, 08:58 | |
Helpmaster
Member
Регистрация: 08.03.2016
Сообщений: 0
|
Я думаю, что решение проблемы можно поискать в аналогичных топиках Кто имеет право называться мужчиной? Вопрос к "технарям" по организации Wi-Fi в транспорте Имеет ли эта схема право на жизнь? Право на услугу Куда пропало место место на диске |
31.07.2016, 11:10 | #4 (permalink) |
Не очень хороший человек
Регистрация: 01.12.2012
Сообщений: 6,155
Записей в дневнике: 18
Сказал(а) спасибо: 1,305
Поблагодарили 755 раз(а) в 231 сообщениях
Репутация: 98885
|
Я рожать ехала в маршрутке - никто не уступил, стояла)))
Правда я еще не знала, что рожать буду, было 9 месяцев и ехала на плановый осмотр - три остановки, мне было абсолютно не тяжело в общем, но отсутствие реакции со стороны пассажиров немного удручило.
__________________
Все будет хорошо. |
31.07.2016, 11:14 | #5 (permalink) | ||
Member
Регистрация: 07.01.2008
Сообщений: 39,693
Сказал(а) спасибо: 784
Поблагодарили 834 раз(а) в 404 сообщениях
Репутация: 124544
|
Цитата:
Цитата:
|
||
Ads | |
Member
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
|
04.08.2016, 18:47 | #8 (permalink) |
support
Регистрация: 19.08.2007
Адрес: Зея
Сообщений: 15,797
Записей в дневнике: 71
Сказал(а) спасибо: 166
Поблагодарили 203 раз(а) в 86 сообщениях
Репутация: 75760
|
Это ни право и ни обязанность, это привычка, культивируемая годами. Вопрос воспитания тоже спорный, так как многие мамашки с малых лет приучают своих отпрысков ездить сидя, да и в правилах перевозки недвусмысленно оговорено, что перевоза стоячих пассажиров запрещена. Если в салоне нет свободных мест, кроме вышеупомянутых - никто не запрещает там сесть и проехать пару остановок, естественно, при отсутствии нуждающихся. По идее, и водитель не должен садить в салон народу больше, чем у него присутствует в наличии посадочных мест. Но в погоне за прибылью и водитель, и кондукторы идут на грубейшее нарушение правил перевозки пассажиров. И это не сейчас появилось. Нас с советских времен приучили на остановках брать автобусы штурмом, потому что альтернативных способов доехать не было. Времена и ситуация изменились, а привычка штурмовать и набиваться в салон как селедки в банку осталась.
Необходимость уступать место в общественном транспорте и нынче вызвана нерациональным распределением маршрутных ТС и их явной недостаточностью в часы пик на маршрутах. Хотелось бы выслушать мнение начальника транспортного цеха, почему водители предпочитают стоять на конечных остановках до упора, а потом сломя голову несутся по маршруту, не укладываясь ни в какие графики движения! З.Ы. Если мне приходится передвигаться по городу на автобусе - никогда не сажусь на эти места. Если автобус полный - дождусь другой или маршрутку, стоя за свою жизнь наездился выше крыши, хватило. |
04.08.2016, 18:59 | #9 (permalink) | |
Member
Регистрация: 31.08.2015
Сообщений: 19,433
Сказал(а) спасибо: 283
Поблагодарили 213 раз(а) в 96 сообщениях
Репутация: 80884
|
Цитата:
Проблема не столько в жадности, сколько в отсутствии выбора у людей, стоящих на остановке. А дополнительные машины выводить - в час пик надо в разы больше машин, потом они будут простаивать и приносить убыток. Общественный транспорт не может быть полностью самоокупаемым. Но у нас его намеренно гробят, поскольку транспорт - живые деньги. Вспомни Джека Лондона, "Время не ждёт". Как Харниш держался за трамвай и паром, ЕМНИП. |
|
04.08.2016, 19:04 | #10 (permalink) |
support
Регистрация: 19.08.2007
Адрес: Зея
Сообщений: 15,797
Записей в дневнике: 71
Сказал(а) спасибо: 166
Поблагодарили 203 раз(а) в 86 сообщениях
Репутация: 75760
|
Андрей, потому я и хотел выслушать мнение начальника транспортного цеха
Мне читать нет нужды, все воочию перед глазами - и пропущенные остановки, и обкуренные водители, и движение не по маршруту. Это везде присутствует. |
Ads | |
Member
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070
|
|
|