Технический форум

Технический форум (http://www.tehnari.ru/)
-   Блоки питания (http://www.tehnari.ru/f119/)
-   -   Автомобильный усилитель в защите (http://www.tehnari.ru/f119/t262932/)

serij-68tmb 16.02.2019 17:48

Автомобильный усилитель в защите
 
Вложений: 8
Здравствуйте!

Купил автомобильный усилитель-моноблок DLS MA-12 в нерабочем состоянии, для "повозиться".
При подключении к АТХ блоку питания на усилителе зажигается зеленый индикатор вторичного напряжения преобразователя и начинает часто моргать красный индикатор защиты (примерно 4-5 раз в секунду). При этом на выходе преобразователя стабильные ±36 вольт.

Схема преобразователя (на красный крестик не обращайте внимание - это кто-то убирал резистор, чтобы поднять выходное напряжение преобразователя):
Вложение 433674Вложение 433675

Первым делом проверил исправность самого УМ - после диодов BD1 BD2 подключил отдельный сетевой блок питания на ±25 вольт. УМ работает нормально, поёт, без сигнала в каждом плече ток потребления 60 мА. Следовательно, проблема в самом преобразователе напряжения. Оставил в каждом плече первички по одному полевику, предварительно выпаяв их все и проверив мультиметром.

На данный момент картина такая. Сразу после включения блока питания усилитель начинает брать ток импульсами от 0.1 до 2 ампер. Цифровой амперметр с большим временем обновления не позволяет установить частоту импульсов, но почему-то мне кажется, что она совпадает с частотой мигания индикатора защиты, т.е. 4-5 раза в секунду. При этом слегка греется полевик во втором плече. Первое плечо у меня это FET1-3, второе - FET4-6. С помощью игрушки-осциллографа снял какие-никакие "осциллограммы", получилось следующее.

Затворы 1 и 2 плеча без полевиков:
Вложение 433668Вложение 433670

Затворы 1 и 2 плеча с полевиками:
Вложение 433669Вложение 433671

Стоки 1 и 2 плеча:
Вложение 433672Вложение 433673

Смущают импульсы на затворах первого плеча. Причем такие они и на базе Q1, следовательно, так формируются TL494. Её, кстати, менял, как и Q1, Q2 - не помогло. Выпаял термистор. Выпаивал D5, D7 и вешал 16 ногу TL напрямую на землю - ток потребления от БП вырастал до 3 Ампер, полевики очень быстро нагревались. По идее, значит, защита не зря срабатывает, поставил всё на место. Но вот не могу понять, в чем может быть проблема. Может быть, в трансформаторе межвитковое замыкание? Подскажите, пожалуйста, куда можно копнуть.

gluxon 16.02.2019 18:53

Какая-то схема очень странная, стабилизированный источник питания без дросселя групповой стабилизации. Плохая схема… очень плохая

serij-68tmb 16.02.2019 20:42

Что имеем, то имеем... Стабилизацию же можно отключить, убрав резистор, помеченный крестиком, верно? Возможно, так и поступлю в будущем. Но сначала надо решить существующую проблему :)

Из-за чего могут так сильно отличаться импульсы на затворах и обмотках? Правильно ли я понимаю, что это TLка их так формирует?

Николай_С 16.02.2019 21:03

Блоки питания проверяются так:
- вешается на его выход номинальная нагрузка из резисторов или лампочек. В идеале - электронная нагрузка.
- подаётся питание на вход.
Если входной ток и выходные напряжения в норме, можно приступать исследованиям его динамических характеристик.

А как контролируется напряжение и что управляет светодиодами индикации? Может быть там что-то не так?

P.s. не пытайтесь осмыслить импульсы напряжения на ключах ИИП. Это тайна, покрытая мраком. :)

serij-68tmb 16.02.2019 21:59

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2629329)
Блоки питания проверяются так:

Блок питания не держит даже холостой ход. По сути ему надо на старте зарядить конденсаторы во вторичке и далее держать ток в районе 100 мА по каждому плечу. И вроде он работает, как уже было сказано, ±36 вольт по вторичке есть, но защита моргает, входной ток прыгает от 0 до 2 ампер и греются ключи одного плеча.

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2629329)
А как контролируется напряжение и что управляет светодиодами индикации? Может быть там что-то не так?

Напряжение вторички контролируется с помощью усилителя ошибки в TL494, для этого через резисторный делитель на её 1 ногу подается напряжение с положительного плеча вторички (после делителя от 36в остается примерно 5-5.1в).
Один светодиод (зеленый) подключен к положительному плечу вторички, другой (красный) - через суммирующие диоды к выходам двух операционных усилителей на 4558, один из которых следит за током выходного каскада УМ, а другой - за термистором на корпусе. Эти же диоды подключены на вход второго усилителя ошибки TL494. Токовую защиту выходного каскада я отключил, выпаяв диод D203 на схеме УМ. Термистор так же выпаян.

Непонятно назначение блока, в котором находится оптопара U3.

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2629329)
не пытайтесь осмыслить импульсы напряжения на ключах ИИП. Это тайна, покрытая мраком.

То есть, то, что импульсы в одном плече совершенно разной формы, - ничего страшного?

gluxon 17.02.2019 00:37

Ну начнем с того, что Ваш осциллограф по всей видимости не может правильно оценивать сигнал. По крайней мере его электрические параметры. Возьмите к примеру плавающую частоту, или невозможный в данном случае коэффициент заполнения - 57%. Насчёт амплитуды сигнала на затворах - 5 вольт в максимуме явно недостаточно. Так что займитесь проверкой всех деталей в цепях питания затворов. Надеюсь работу обратной связи Вы восстановили? Потому что без неё напряжение на выходе может превысить и 50 вольт. Оптопара U3 по всей видимости должна глушить сигнал на входе оконечника при возникновении нештатных ситуаций

Николай_С 17.02.2019 01:14

Увидел на схеме эти светики, первый раз их не разглядел.

Ток до 2 А появляется при работе БП на эквивалент нагрузки? Если нет, то ещё раз напоминаю, что БП ремонтируется и настраивается вне основной схемы!
Что касается U3, то звук в колонках будет прерываться в такт зажиганию красного светика.

Ещё одна непонятка связана с выключением девайса при пуске двигателя автомобиля. Нормальные девайсы при просадке напряжения самоотключаются, данный же девайс будет давать повышенную нагрузку, тем самым добивать АКБ.

Николай_С 17.02.2019 01:18

Вложений: 1
Цитата:

Сообщение от gluxon (Сообщение 2629296)
Какая-то схема очень странная, стабилизированный источник питания без дросселя групповой стабилизации. Плохая схема… очень плохая

Что-то меня это тоже несколько насторожило. Вот фото кишков.
Вложение 433686
Действительно ничего подобного там нет.

serij-68tmb 17.02.2019 10:35

Цитата:

Сообщение от gluxon (Сообщение 2629386)
Надеюсь работу обратной связи Вы восстановили? Потому что без неё напряжение на выходе может превысить и 50 вольт.

Обратную связь не отключал, она работает. Как я понял, если на 1 ноге ШИМ напряжение становится выше, чем на 2, то генерация пропадает, так?

Цитата:

Сообщение от gluxon (Сообщение 2629386)
Так что займитесь проверкой всех деталей в цепях питания затворов.

R2...R9, R23, R24 соответствуют номиналу, Q1, Q2 были заменены в первую очередь, на их коллекторах стабильное напряжение питания присутствует...

Цитата:

Сообщение от gluxon (Сообщение 2629386)
Оптопара U3 по всей видимости должна глушить сигнал на входе оконечника при возникновении нештатных ситуаций

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2629392)
Что касается U3, то звук в колонках будет прерываться в такт зажиганию красного светика.

Теперь понял.

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2629392)
Ток до 2 А появляется при работе БП на эквивалент нагрузки? Если нет, то ещё раз напоминаю, что БП ремонтируется и настраивается вне основной схемы!

Попробую. Но не могу понять, если БП не может нормально работать на холостом ходу, под нагрузкой ему еще хуже будет же?..
Что можно взять в качестве эквивалента нагрузки? Лампочки? Как подключить нагрузку? Выпаять с платы BD1 BD2 и повесить её сразу на выводы обмоток? На выходе тогда должно быть максимальное напряжение, т.к. стабилизация не будет работать. Или делать стендик с диодным мостом и конденсаторами...

Цитата:

Сообщение от Николай_С (Сообщение 2629392)
Ещё одна непонятка связана с выключением девайса при пуске двигателя автомобиля. Нормальные девайсы при просадке напряжения самоотключаются, данный же девайс будет давать повышенную нагрузку, тем самым добивать АКБ.

Я таких не встречал еще, чтобы сами отключались при пуске двигателя. Только если магнитола выключается, тогда и усилители отключатся. А обычно они работают, пока ШИМке хватает питания.

gluxon 17.02.2019 10:55

Цитата:

Сообщение от serij-68tmb (Сообщение 2629427)
Обратную связь не отключал, она работает. Как я понял, если на 1 ноге ШИМ напряжение становится выше, чем на 2, то генерация пропадает, так?

Вы же сказали что сопротивление, обозначенное крестиком, отсутствует? А оно как раз в делителе ОС стоит. Ещё раз: это контроллер преобразователя напряжения с Широтно-Импульсной Модуляцией, следовательно ни о каком пропадании импульсов речи идти не должно. Речь должна идти о регулировании ширины, т. е. коэффициента заполнения импульсов. Посредством изменения коэффициента заполнения импульсов, и обязательно дросселя на выходе выпрямителя, стабилизируется выходное напряжение преобразователя


Часовой пояс GMT +4, время: 21:08.

Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.