Ремонт ИБП типа АТХ 350
Вложений: 4
Искал здесь на «ТЕХНАРИ. RU» тему, чтобы поделиться небольшим опытом по ремонту компьютерного ИБП. Схожая с моими симптомами тема была только одна, которая так и не завершилась победой и канула в лету. В общем, создал свою!
Прошу технарей, имеющих опыт в ремонте ИБП выкладывать сюда свои победы! «Пионеров», не имеющих достаточных знаний в электронике и в частности в данной области, прошу просто ознакомиться с излагаемыми материалами! Глупые вопросы задавайте через «Личные сообщения», дабы не перегружать и не засорять тему своей безграмотностью. Пишите с толком... с расстановкой! Так как учили рассказывать учителю стихи в школе! Итак, приступим! Около года назад, мой 15-тилетний друг, марки АТХ12V350WP4 стал посвистывать при работе с частотой 1-2 кГц. Это продолжалось примерно месяц. Потом, в один прекрасный момент, системник перестал запускаться. Помогали «пляски с бубном», а именно... Переключателем O / I на ИБП я отключал его от сети и ждал разряда конденсаторов от 3 до 5 секунд. Разряд сопровождался слегка слышимым свистом и потом прекращался. После переключения БП в «ОN», системник запускался после подачи команды. Исходя из этого, я сделал вывод, что нужно отключать АТХ от сети после завершения работы на компьютере. Так помогало около месяца. При этом операции с разрядом конденсаторов, для запуска системника, приходилось повторять по несколько раз. И в один прекрасный момент, где-то на январских каникулах, «ЧУДО» не произошло и АТХ350 «POWERMAN» покинул своё «нагретое место». При вскрытии я обнаружил обугленную плату в месте установки стабилитрона, рядом с которым тесно соседствовали два электролита 1000 мкФх10 В, 220 мкФх16 В и ВЧ дроссель. С другой стороны электролита находился резистор 0, 5 Вт со следами перегрева. Цветовую маркировку на резисторе понять было сложно, так как все линии были чёрными и тёмно-коричневыми. Я пробежался по дорожкам, и оказалась, что это схема питания IW1688. С дорожки катода стабилитрона и дросселя шёл фиолетовый провод в 24-х пиновый разъём на «материнку». Там же сидел и один из выводов оптрона. Стабилитрон был изъят из штатного места, а его прозвонка показала проводимость в обе стороны. Я решил попробовать восстановить схему, но летом не мог найти на это времени. На работе, у программистов валялась куча неисправных блоков, и я решил разжиться деталюшечками. Каково было моё удивление, когда в модели НРС-360-202 «Purepower», которую мне отдали для глумления, я обнаружил обугленную плату под стабилитроном (на фото уже с новым стабилитроном). Пробежал по дорожкам, оказалась та же самая цепь. Разыскал во всемирной сети похожую схемку. Оказывается все перечисленные элементы образуют шинку +5 В (схема «дежурки»). Ещё я случайно наткнулся на информацию, что пробой стабилитронов происходит из-за потери ёмкости электролита 10 мкФх50В и после замены ИБП работает. И тут я взялся за реанимацию блоков. Для замены, за сущие копейки, были приобретены ВZX55C (5,1 В, 0,5 Вт, по 5 рублей за штуку). «Нарушители спокойствия»-электролиты, имеют связь (плюсовой вывод) с обмоткой трансформатора и противоположным выводом оптрона. В одном из блоков, как говорилось выше, конденсатор оказался на 10 мкФ, а в другом на 22 мкФ, но при измерении ёмкости, у обоих не было и 1,0 мкФ. Для их замены попались 10 мкФх63 В. Заодно были проверены, указанные ранее электролиты. 1000 мкФх10В показал около 90 мкФ, оно и понятно его столько лет грел резистор 47 Ом (соответствует схеме), другой 220 мкФ был в норме. Замену «тысячнику» в своём барахле найти не смог, так как нужен был типоразмер 0820 (Ф 8 мм H=20 мм), монтаж повторяю плотный. На смену им пришли два электролита по 470 мкФх16В (0816). После обратной сборки и включения в сеть, необходимые +5 Вольт уже присутствовали. Затем был подключен специальный тестер (предоставил коллега) и повторное включение блока прошло успешно. Практически все напряжения были в норме (смотрите на фото). Пишу эту статью, а АТХ уже 5-ый час трудится, на своём «нагретом месте»! В блоке НРС электролиты остались «здоровыми» и вернулись в схему. Отличие блоков заключалось в том, что в АТХ стоит резистор 47 Ом (смотрите схему), а в НРС-220 Ом. Подозреваю, что возможны варианты блоков с резисторами 100 или 150 Ом. После сборки ИБП ожил (смотрите фото с тестером)! Соблюдайте технику безопасности при работе с высоким напряжением! |
Вложений: 1
Схема почему-то не попала... Вот докладываю!
От себя добавлю, что позиции компонентов сознательно не указываю, так как они всё равно будут отличатся. У разных производителей схемы разные. Главное это понять принцип идентификации компонентов и их назначение. И ещё. Я из обоих блоков удалил переключатель 230/115 V вместе с проводами. Они там только мешаются. Для напряжения 230 В переключатель нормально разомкнутый и замыкается для положения 115 В. Второй блок был напичкан несколькими фильрами по сети 220 В. Поэтому я удалил из схемы дроссель (думаю использовать его в фильтрах низковольтного питания для усилителей). Обмотка у него толстая! Активное сопротивление около 3 Ома. После удаления дросселя была установлена перемычка. В АТХе она стояла изначально! |
Неплохая статейка.
Только одно замечание: постарайтесь избегать фраз, имеющих двоякое толкование. Цитата:
Цитата:
В остальном написано неплохо. А можно еще сюда статейку про приборчик "POWER SUPPLY TESTER" с ваших фото? |
Цитата:
Цитата:
|
Странно! Что никто ничего полезного по ремонту АТХ добавить не может? Все только переделками в лабораторный БП занимаются?
В общем продолжим! Программисты с работы узнали о моих успехах... и в очередной раз как я зашёл к ним "в гости с тортиком" (перед отпуском), и указали мне на ещё три "переставших трудиться" импульсника. Один из них меня заинтересовал (на 450 Вт) и мы его тут-же вскрыли и пропылесосили. Сразу попались на глаза три вздувшихся электролита... один был в цепи питания "дежурки" (1000 мкФх10 В) и два в фильтре выходного напряжения (3300 мкФх10 V). Решили их поменять и БП перекочевал ко мне домой. Сразу нужно отметить очень плотный монтаж, приличный пучок выходных проводов. Вздувшиеся электролиты стоят впритык к ВЧ дросселям (их даже из платы выпаять оказалось проблематичным). В схеме не оказалось стабилитрона с резистором (как в схеме из 1-го поста), а что-то там на двух транзисторах (не суть важно). При подаче сетевого напряжения на выводах "дежурки" было 4,4 Вольта. Не порядок подумал я и принялся менять электролиты... Падение ёмкости у всех вздувшихся оказалось в 2-3 раза ниже номинала. Трудно было найти им замену так как их диаметры 8 мм и 10 мм (высокие но узкие). В продаже таких не оказалось и пришлось лезть в неисправные "материнки". "Тысячник" на 10 Вольт я нашёл быстро (даже ниже ростом), а вот 3300 мкФ так и не отыскал. Потом посмотрел по дорожкам, они оказались оба были в шинке питания 3,3 В. Вчера выковырял из "материнки" конденсаторы на 6,3 В (вместо 10 В) и установил их в БП (опять же с большим трудом). "Нарушитель спокойствия", который стоит за оптроном, оказался "живым", правда вместо 22 мкФ показал 17 мкФ. Я вернул его обратно. Располагается он рядом с входными электролитами (680 мкФх200 В) и микросхемой в корпусе DIP-8. Подал сетевое питание... Сначала через лампочку! Она вспыхла и погасла! Напряжение на мощных банках было около =40 В, а на лампе ~190. "Дежурка" признаков жизни не подала (оно и понятно). Без лампочки всё было в ажуре и на "дежурке" нужные +5 В. В ближайшее время (может на выходных) сделаю пробный пуск. Без нагрузки БП включать нельзя, а "нужный приборчик" ещё нужно попросить у коллеги. Пока всё! |
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
Вместо дросселя я хочу ещё один термистор поставить. Только что нарыл SCK 084 (8 Ом 4 А). Или другой дроссель, габаритами поменьше! Замечу, что НЧ дроссели далеко не во всех АТХ стоят! Я начал встречать их в блоках 350 Вт и выше относительно недавно. Обычно там на штатном месте стоит Джампер (перемычка). И ничего... Пашут... Цитата:
|
Подумал сегодня на счёт нагрузки импульсников и пришёл к выводу что лучшей нагрузкой будут не резисторы, а галогеновые лампочки 12 В мощностью 20-50 Вт. И как вольтметр-индикатор будет это работать!
|
Цитата:
|
Цитата:
Предварительно купил галогенки на 50 Вт (по 25 руб). После того как запустил с материнки, решил запустить с "перемычки" PS-ON (точнее резистора 100 Ом). При подключении лампы на шину 12V, БП задумался секунды на 2-е, потом дёрнулся вентилятор (лампа чуть вспыхнула и погасла)... Видимо сработала защита! При подключении лампы на шину 5 V, запустился успешно!:tehnari_ru_288: Навесил ещё одну галогенку на запущенный имульсник (на шину 12 V) БП пашет! Аж глаза слепит!:tehnari_ru_211: |
Часовой пояс GMT +4, время: 18:13. |
Powered by vBulletin® Version 4.5.3
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.