Показать сообщение отдельно
Старый 06.03.2013, 20:20   #1 (permalink)
Дед Леня
Специалист
 
Аватар для Дед Леня
 
Регистрация: 18.02.2012
Адрес: Улан-Удэ
Сообщений: 5,947
Сказал(а) спасибо: 169
Поблагодарили 497 раз(а) в 123 сообщениях
Репутация: 78303
По умолчанию УБС Як-130 - самолет и модель

В одной из очередных командировок, в этот раз к соседям, на Иркутский авиазавод, увидел на стапеле в сборочном цехе новую машину, отличающуюся размерами от изготавливаемых там же Су-30. Рассмотрев ее поближе, узнал в проявляющихся контурах фюзеляжа Як-130 - новый учебно - боевой самолет , о победе которого в прошедшем конкурсе на УТС для ВВС России еще недавно писала пресса. Потом я еще несклоько раз возращался к этому стапелю и в душе уже созрело четкое желание поставить модель этого небольшого, ладно скроенного самолета на полку.
Готовясь к данному мероприятию, узнал, что модель данного самолета выпустила украинская модельная фирма "Amodel" в двух вариантах : УТС Як-130 и Як-130Д (демонстратор). Стал собирать сведения по истории создания и конструкции данной машины, часть информации получил из интернета, в Москве приобрел монографию журнала М-К "УБС Як-130. Не буду вдаваться во все перепитии истории создания самолета, участия его в конкурсе , объявленном ВВС на создание УТК (учебно-тренировочный комплекс)для замены L-39"Альбатрос", в котором приняли участие ММЗ им. А.И. Микояна, ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ОКБ им.П.О. Сухого, ОКБ им. А.С. Яковлева. В результате длительных споров и подковерной борьбы , продолжавшейся несколько лет, победителями были признаны проекты ОКБ им. А.С. Яковлева и ОКБ.им. А.И Микояна. Но тут как назло подули ветры перестройки и произошел развал единого и нерушимого союза братских республик. И в итоге, двигатели, которые до этого были отечественными ( по условиям конкурса вся начинка самолета должна была быть отечественной), в одно мгновение стали иностранными, т.е. украинскими и так еще по ряду позиций комплектующих. Подходящих российских двигателей для замены не имелось, поэтому оставалось только обратиться к западным поставщикам и предложить потом свои изделия иностранным покупателям. МиГ -АТ привлек внимание французов, которые предложили двигатели "Ларзак" и авионику фирмы "Томпсон". Яковлевский УТС заинтересовал итальянскую " Аэромакки". Правда у итальянцев не было своего двигателя и в компаньоны взяли словацкую фирму, которая предложила свой вариант хорошо знакомого АИ-25ТЛ-DV-2, разработанного для чешского самолета L-59.
Сотрудничество с итальянцами помогло определить необходимость создания на базе спроектированного УТС его учебно-боевой версии, как наиболее востребованной в мире покупателей подобной продукции. Перепроектирование повлекло за собой изменение размеров самолета , изменение геометрии фюзеляжа, крыльев, оперения, авионики ,появлению радиолокатора или оптико-локационного комплекса (по требованию покупателя) и комплекса подвесного вооружения . При работе с " Аэромакки" после объемных совместных испытаний образцов самолета была разработана совместная документация (базовая версия), на основе которой каждая из сторон могла делать свою машину, поскольку командование ВВС обеих стран не желало видеть в своем парке самолеты с "начинкой другой страны.ОКБ им .А.С. Яковлева это устраивало, хотя пришлось отдать часть прав по самолету итальянцам, но зато появились деньги для продолжения работы, без которых программу пришлось бы закрывать вообще. Одновременно совместной разработкой Як-130 правительство России решило вопрос погашения долга перед итальянской стороной. Соглашением сторон были также четко определены зоны продажи самолетов: для итальянцев-страны НАТО, для России- страны СНГ. Оставшееся поле для продажи отдавалось на свободную конкуренцию , у кого лучше получится.. В итоге на международных авиавыставках появились две в чем-то похожие и в то-же время разные машины -российский Як-130 и итальянский М-346.
"Засветился" на азиатских аэрофорумах и китайский сверхзвуковой УТС L-15,(по утверждению прессы КНР- сплошь китайская разработка), в котором угадываются некоторые черты Як-130. Да и есть от чего- в 2000 году китайская авиакорпорация AVIC II обратилась к ОКБ им.А.С.Яковлева с предложением принять участие в проектировании своего сверхзвукового УТС, от чего " яковлевцы" не отказались. Контракт на эти работы был заключен через Рособоронэкспорт, а заработанные средства были направлены фирмой на дальнейшую работу над своими новыми проектами.
Изображения
          
__________________
Для советских инженеров нет ничего невозможного...
Дед Леня вне форума   Ответить с цитированием
Ads

Яндекс

Member
 
Регистрация: 31.10.2006
Сообщений: 40200
Записей в дневнике: 0
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Репутация: 55070