Время от времени попадались вопросы по ремонту бормашинок Dremel - "как крепится наконечник?", "какие размеры того-то и того-то?" и т.д. Решил поделиться небольшим опытом ремонта на конкретном примере, немного проиллюстрировав. Возможно, окажется кому-то полезным...
Итак, достался по случаю убитый инструмент Dremel 300. Машинку эксплуатировали с нещадными нагрузками на подшлифовке шпатлевки в автосервисе, что достаточно быстро ее и прикончило. Симптомы были в заметном снижении оборотов вкупе с существенным "рычанием".
Осмотр после разборки и чистки показал обрыв одной из обмоток ротора в районе коллектора, под компаундом:
Восстановить контакт не удалось, а перемотка всего ротора не показалась хорошей идеей. И как назло, в местном сервисном центре данных роторов не оказалось в наличии..Тем не менее, выход был найден. Благодаря неуемной тяге дружественной КНР клонировать всевозможные удачные модели инструмента, удалось подобрать замену. Некоторое время назад я приобрел несколько роторов для китайских бормашинок на 135Вт (подходят к Stern, Sturm, Hammer, Skil, Энергомаш, некоторые модели Калибр и наверняка еще много других наименований). Попробуем его.
Для начала пришлось разобрать оригинальный ротор, поскольку наконечник у Dremel свой и заменить его нечем.
Из подручных средств был изготовлен съемник:
В оригинальном наконечнике присутствуют два кольцевых паза шириной 2мм, это пригодится для зацепления. Также понадобится шток для толкателя диаметром 4мм (я использовал хвостовик от старой развертки).
*Небольшое дополнение: предыдущая версия съемника была на основе болтов М8, с ней мне не удалось сдернуть наконечник с первого раза. Приходилось класть ротор в морозилку на час, а затем при стягивании подогревать наконечник горелкой. В данном случае все болты М10 и подогрев не потребовался:
Кстати, глубина посадки около 12,5мм.
После наконечника было решено стянуть подшипники. В оригинальной машинке обычно устанавливают NMB или SKF, здесь оказались NMB 626ZZ. Состояние переднего оказалось хорошим, поэтому также решил переставить на новый ротор. С помощью штока и накладок снимаем оба:
Крыльчатку снимаем вручную. В итоге получаем:
Сравниваем с китайским ротором:
В принципе, основные размеры совпадают. У китайского ротора несколько длинее набор магнитопровода и чуть выступает пластиковый ограничитель возле крыльчатки. Попиливаем, промеряем. Диаметр вала у Dremel составлял 5,01мм, китайский - 4,98мм. С посадкой проблем возникнуть не должно.
Сравнил крыльчатки. У оригинальной угол лопастей более пологий и лопасти длинее, что по идее должно создавать меньший поток, но более высокое давление. Поскольку основной задачей охлаждения является протягивание воздуха из области коллектора через небольшой магнитный зазор между статором и ротором, решил установить крыльчатку Dremel, зафиксировав каплей локтайта.
После установки крыльчатки сборка идет в следующей последовательности: передний подшипник - наконечник - задний подшипник. Наконечник немного подогрел на горелке, вал смазал WD-40.
Еще один момент: кольцевые канавки наконечника совпадают с выступом на корпусе машинки, поэтому с глубиной посадки нужно быть довольно точным, +/-0,5мм). Удалось попасть со второго раза.
Собираем, чистим ламели, меняем щетки (тоже на китайские, угольнографитные).
И короткий отчет после включения и небольшого прогона с притиркой. Получили следующее:
1. Несколько упали обороты на максимуме. Тахометра пока нет, но примерно до 25-28 тысяч по ощущениям.
2. Уровень шума существенно не возрос (сравненивал по памяти с новым 300-м). Уровень вибраций немного выше и заметен до 10-12К, при более высоких оборотах малозаметен и дискомфорта в руке не вызывает.
3. Искрение на коллекторе умеренное, след на щетке ровный, без характерного подгара на кромке.
4. Тянет не хуже оригинала.
По затратам вся процедура (без учета изготовления съемника) составила 200р. (ротор в СЦ) +25р (задний подшипник 626). Работы примерно на 30-40 минут. Результатом в целом доволен.