По поручению С.П. Королева для первой и второй венерианских станций были спроектированы своеобразные медали, которые в герметичном корпусе-вымпеле должны были быть сброшены на Венеру. Каждая такая капсула была изготовлена в виде маленького глобуса с нанесенными очертаниями земных материков. Земные океаны на нем были окрашены в синий цвет, а континенты - в золотой. Глобус обладал плавучестью. Внутри этого шарика находилась медаль с изображением герба Советского Союза, а на оборотной стороне медали была изображена схема полета станции по маршруту Земля-Венера . Капсула была помещена в сферическую оболочку с тепловой защитой для сохранения при входе в атмосферу Венеры со второй космической скоростью .
Посадочный аппарат сферической формы был смонтирован на кронштейне, установленном на основании герметичного контейнера и жестко в нем закрепленном. Ожидалось, что закрытый теплозащитным экраном посадочный аппарат сохранится, тогда как остальные части космической станции сгорят при входе в атмосферу, после чего аппарат должен был совершить жесткую посадку. И хотя конструктивно он не должен был выжить при столкновении с твердым грунтом, ожидалось, что в случае попадания в океан, который предполагался на Венере, он сможет плавать.
А вот с посадочным аппаратом станции 1ВА №1 произошла вот такая история. Как-то в начале 1960-х годов, купаясь в притоке Енисея, реке Бирюсе, местный мальчишка сделал интересную находку. Это была обгоревшая сфера, внутри которой обнаружилась медаль на русском языке с гербом СССР и траекториями движения Земли и Венеры вокруг Солнца. Все получилось почти как задумали создатели: вымпел упал из космоса, не сгорел и очутился на поверхности — только обнаружить его должны были не земляне, а жители Венеры, в существовании которых в ту пору почти не сомневались.