Прежде чем начать работу над моделью, совершу еще небольшой экскурс в историю развития комплексов РЛНД/ДРЛО на базе вертолетов.
В 1959г. ОКБ Яковлева был предложен проект вертолета Як-24Р.
На этом нереализованном проекте стоит остановиться более подробно. Потому, что этот вариант Як-24, мог бы стать первым вертолетом РЛДН армии и флота СССР и весьма востребованным. По ТТЗ, вертолет Як-24Р должен был получить радиолокатор кругового обзора, имеющий задачу обнаружения подводных лодок в надводном положении, кораблей и низколетящих воздушных целей на дальности 150–200 км с высоты патрулирования до 3000 м. Вращающаяся антенна РЛС, оригинально размещалась в середине корпуса вертолета, в большом, круглом, радиопрозрачном обтекателе, под полом кабины. В связи с этим, высоту стоек шасси планировалось значительно увеличить. Опытный вертолет находился в постройке и прекращение работ над этим проектом было большой ошибкой. Вертолетный комплекс радиолокационного дозора и наведения, благодаря ряду своих преимуществ, мог бы внести свой вклад в создание сплошного радиолокационного поля над территорией СССР и прикрыть участки со сложным рельефом.
Долгое время подобные вертолеты в СССР не создавались, и лишь в конце ХХ века появился советский вертолет Ка-31 РЛДН, созданный на базе вертолета Ка-29. Помимо службы на флотах СССР/России он используется в ВМФ Индии и КНР.
В КНР на базе французского лицензионного транспортного вертолета Super Frelon создали вертолет РЛНД Z-8AEW-1.
Англичане на базе американского Sikorsky Sea King создали версию вертолета РЛНД SH-3H/AEW-2, а также на базе SA-330 Puma была создана версия SA- 330Puma/AEW.
НА базе тяжелого вертолета Merlin 101 была создана версия вертолета ДРЛО AW 101 Merlin HM.2 Crowsnest.
Кроме Як-24Р, все вышеназванные вертолеты в настоящее время эксплуатируются ВМФ стран мира.