Высокая загрузка процессора может быть связана с вирусами, а также проблемами с жестким диском или контроллером жесткого диска.
Что надо сделать для выявления причины торможения ноутбука:
Проверить в диспетчере устройств контроллер жестких дисков на предмет их работы в режиме PIO-mode. Должно стоят UDMA, если не стоит, то попробовать переключить в ручную или переустановить драйвера контроллера жестких дисков. Так же помогает простое удаление контроллера из списка оборудования, после чего следует перегрузить компьютер и оборудование будет заново найдено и драйвера установлены.
Также, медленная работа ноутбука может быть связана с шлейфом подключения жесткого диска, что будет влиять на ошибки при передачи данных и ОС переключается из режима UDMA в режим PIO (в этом режиме за чтение-запись отвечает центральный процессор, а не контроллер, что и сказывается на его загрузке).
Еще одной причиной торможения ноутбука может быть проблема с контроллером привода оптических дисков
Устройства, работающие с периферийной памятью, когда-то давным давно обращались к процессору напрямую, прямо по основной шине (Programmed Input/Output). Так как прямой обмен данными проходит «через» процессор, он вынужден регулировать каждый цикл передачи информации.
С тех пор прогресс шагнул далеко вперед (тактовые частоты процессоров гораздо выше, чем интерфейсные), и скорость работы периферийных устройств памяти очень сильно отстает от остальных, поэтому прямые обращения таким методом вызовут дикие необоснованные тормоза системы и очень высокую загрузку процессора. Чтобы избежать этого, был введен отдельный DMA-контроллер (Direct Memory Access), асинхронно регулирующий обращение медленных устройств к быстрой шине памяти. Процессор в этом случае лишь программирует сам контроллер, не дожидаясь прерываний обменивается данными с периферией, поэтому все остальные устройства могут обращаться к нему без задержек.
Однако, иногда происходит сброс режима работы контроллера с DMA в PIO. Происходит это автоматически по достижении порога потери пакетов данных при возникающих ошибках контроллера и интерфейса. Контроллер сам «отключается», считая, что он работает неэффективно, переводя работу в устаревший медленный режим, который поддерживается большинством устройств. Когда как на самом деле это приводит только к ухудшению положения.
Как узнать, работает ли мой оптический привод или жесткий диск в режиме PIO?
Пуск -> Панель управления -> Свойства-системы -> Дополнительно -> Диспетчер устройств.
Находим Первичный/Вторичный канал IDE. Открываем Свойства — Дополнительные параметры. В графе Текущий режим передачи данный и находится искомая информация.
Винчестер подключается к материнской плате кабелем. Этот кабель, по сути, соединяет электронику винчестера с контроллером дисков на материнской плате. Тип кабеля (IDE, SATA, ...) не имеет значения. Да, у каждого типа кабеля есть свои физические ограничения по передаче данных, но это указывает лишь на то, под какой поток данных затачивалось "железо" на его концах.
Дисковый контроллер умеет работать с дисками в нескольких разных режимах. Электроника винчестера, в свою очередь, тоже поддерживает разные режимы работы с дисковым контроллером. Наборы режимов диска/контроллера могут несовпадать и, чаще всего, именно так и бывает.
По умолчанию, операционной системой выбирается наиболее скоростной режим работы из тех, что одновременно поддерживает и контроллер, и диск.
Режимы передачи данных: PIO и DMA/UDMA
Для многих понятнее игровые аналогии, поэтому воспользуюсь одной из них.
Все знают, что 3D бывает программное (Software Rendering) и аппаратное (Direct3D, OpenGL).
В программном 3D каждый кадр высчитывается процессором, а видеокарта отвечает только за вывод полученной картинки на экран. Трёхмерные просчёты используют дикое количество математики, что сильно нагружает процессор, выдавая при этом достаточно посредственный результат. Почему так происходит? Дело в том, что Центральный Процессор (ЦП) — он универсальный, то есть, приспособлен под вычисления абсолютно разного рода. Трёхмерные вычисления представляют собой лишь узкий класс задач, которые способен выполнять ЦП. И получается, что универсальный ЦП работает с графикой неоптимально.
В случае аппаратного 3D процессор накидывает в видеокарту примитивы (текстуры, модели и т.д.) и даёт команды на их обработку, а построение сцены и красивые эффекты делает уже сама карта — с помощью своего, графического спецпроцессора (GPU, ГП), заточенного как раз под такие задачи. Вычисления на нём идут заметно быстрее, при этом центральный процессор не нагружается.
Так вот, PIO — это типа программного 3D: вся работа с диском осуществляется через ЦП. Очень медленно и ресурсоёмко.
А DMA — аппаратная обработка данных, использующая всевозможные "ускорители". Лишь бы они поддерживались контроллером и самим диском.
Windows
Винда работает с дисками в режиме DMA. Ну, как правило.
При определённых условиях (например, если произошло несколько специфических ошибок чтения-записи) винда переключает режим работы с диском в PIO. Сразу, намертво и без возможности реабилитации.
После этого заставить систему работать с диском в режиме DMA стандартными способами нельзя.
Про нестандартные — чуть ниже.